У заподозренных в экстремизме загранпаспорт не отнимут

Госдума согласилась смягчить некоторые нормы антитеррористического законопроекта
В среду Госдума примет во втором и окончательном третьем чтениях антитеррористический пакет законопроектов, разработанный в апреле Ириной Яровой и Виктором Озеровым/ А. Гордеев/ Ведомости

В среду Госдума примет во втором и окончательном третьем чтениях антитеррористический пакет законопроектов, разработанный в апреле председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и председателем комитета по обороне Совета Федерации Виктором Озеровым. Ограничением на выезд из России могут быть наказаны только те, кто уже осужден за преступления террористической и экстремистской направленности, сказано в поправках ко второму чтению законопроекта. Ранее депутаты предлагали наказывать пятилетним запретом на выезд даже тех, кому вынесено предупреждение о причастности к такой деятельности. Поправки также значительно увеличивают штрафы и сроки лишения свободы по преступлениям, связанным с экстремизмом. Кроме того, депутаты предлагают ввести ограничения на миссионерскую деятельность. Распространяемая миссионерами литература должна иметь маркировку с полным наименованием организации, не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, а также миссионерская деятельность, которая нарушает общественный порядок или имеет признаки экстремизма.

Помимо этого, законопроект вводит по­жизненное лишение свободы за меж­дународный терроризм, предусматривает заключение на срок от 10 до 15 лет за финансирование терроризма, санкции за несообщение о террористических преступлениях и содействие экстремистской деятельности, а также обязывает сотовых операторов хранить все передаваемые данные в течение полугода и в течение трех лет – информацию о соединениях (см. статью на стр. 16).

Религиозные организации будут недовольны положениями о миссионерах, считает председатель комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР). Они требуют общественной дискуссии, а их не обсуждал даже профильный комитет, говорит он. Законопроект о лицензировании миссионерской деятельности был внесен очень давно, но не получал одобрения, напоминает директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Теперь же эти инициативы имеют все шансы пройти в антитеррористическом пакете. «Поправки написаны так, что коснутся всех, например, православных проповедников, хотя понятно, что имелась в виду салафитская пропаганда», – объясняет эксперт. Ужесточение наказания по экстремистским преступлениям переводит их в следующую категорию тяжести, говорит Верховский. Раньше по таким статьям не давали больших сроков, теперь ситуация меняется, по этим делам будет чаще выбираться и арест как мера пресечения.