Адвокат Игорь Трунов может быть лишен статуса за «умаление авторитета адвокатуры»

Защитника прав потерпевших могут наказать за критику коллег
Защитник прав потерпевших Игорь Трунов может быть лишен адвокатского статуса за «умаление авторитета адвокатуры»/ А. Гордеев/ Ведомости

Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Подмосковья усмотрела дисциплинарный проступок в действиях адвоката Игоря Трунова, который заявил на пресс-конференции в феврале 2016 г. о коррупции в адвокатуре России, незаконном давлении ее руководства на неугодных адвокатов и отсутствии ротации в руководстве большинства адвокатских палат вопреки нормам закона. Как сообщил Трунов, это выступление, по мнению комиссии, умаляет авторитет адвокатуры и наносит ущерб корпоративной репутации. Заключение принято 12 июля и грозит Трунову лишением адвокатского статуса. Окончательное решение вынесет совет областной палаты 24 августа. Он может и не согласиться с выводами комиссии, но Трунов говорит, что не испытывает по этому поводу иллюзий: оба органа возглавляет председатель областной палаты Алексей Галоганов, который тоже был объектом критики. Телефон Галоганова в среду был выключен, сотрудник канцелярии палаты заявил, что прокомментировать решение комиссии никто не может.

Трунов известен как защитник прав пострадавших в терактах и катастрофах (дела «Норд-Оста» и «Трансвааль-парка», взрыв самолета над Синаем), в том числе и в теракте в «Домодедово» (см. врез). Дисциплинарное производство было возбуждено на основании коллективного обращения недовольных адвокатов. Это не первый случай, когда Трунова пытаются лишить статуса: в феврале областная палата возбудила дисциплинарное производство по жалобе двухлетней давности клиента, оставшегося недовольным устной консультацией. Оно было прекращено в связи с истечением срока подачи таких обращений. Но на этот раз речь идет о беспрецедентной ситуации, подчеркивает Трунов: впервые адвокат подвергается дисциплинарному преследованию, по сути, за выражение своего мнения. Трунов напоминает, что возглавляет Союз адвокатов России и в рамках общественной деятельности обсуждение ситуации в адвокатуре вполне уместно. Он не исключает, что его преследование – это согласованная позиция. «Понятно, что, если по самому громкому ударить, для остальных это станет сигналом», – рассуждает Трунов, не исключая, что поводом стала его профессиональная или политическая деятельность (он выдвинут в Госдуму Партией пенсионеров по Одинцовскому округу Подмосковья).

Договорились

Потерпевшие по делу «Домодедово» отказались от гражданских исков против аэропорта после того, как его руководство создало благотворительный фонд для выплаты компенсаций.

Решение пожаловаться возникло стихийно, все обсуждали некорректное поведение Трунова и в итоге решили от слов перейти к делу, говорит подписавшая обращение председатель совета молодых адвокатов Подмосковья Александра Цветкова: «Мы знаем проблемы адвокатуры, но одно дело – обсуждать их внутри корпорации, совсем другое – выносить на публику». Она напоминает, что кодекс профессиональной этики запрещает публичную критику коллег.

Случай Трунова неординарный, признает собеседник в Федеральной палате адвокатов (ФПА): адвокаты редко подвергаются дисциплинарному преследованию за публичные выступления, хотя прецеденты в регионах были. Решение о прекращении полномочий находится в исключительной компетенции региональных палат, и оспорить его можно только в суде. Но ФПА, видимо, придется каким-то образом уточнить, какая критика допустима, а какая наносит ущерб профессиональной корпорации, добавляет он.