Медиахолдинги хотят ограничить предвыборную агитацию в интернете

Это может серьезно ударить по оппозиции и малым партиям, полагают эксперты
Информирование избирателей и предвыборная агитация в онлайн-кинотеатрах и на других «аудиовизуальных сервисах» в интернете могут быть запрещены/ Е. Разумный/ Ведомости

Информирование избирателей и предвыборная агитация в онлайн-кинотеатрах и на других «аудиовизуальных сервисах» в интернете могут быть запрещены. Такие поправки в закон о гарантиях избирательных прав подготовлены Медиакоммуникационным союзом (МКС), объединяющим крупных операторов связи и медиахолдинги, в рамках большого пакета по введению ограничений для онлайн-кинотеатров (см. с. 24). По мнению МКС, этот запрет не должен распространяться лишь на «каналы организаций телерадиовещания, доступ к которым предоставляется пользователям аудиовизуального сервиса». Что именно считать «аудиовизуальным сервисом», в законопроекте не уточняется. Руководитель МКС Павел Степанов заявил «Ведомостям», что все комментарии преждевременны и консультации по этому законопроекту продолжаются.

Партийцы отнеслись к идее МКС настороженно. Интернет – неконтролируемая среда, и избирательной системе сложно следить за тем, что там происходит, считает Ярослав Нилов (ЛДПР), но рано или поздно регулирование этой сферы неизбежно. По его словам, ЛДПР не размещает рекламу в онлайн-кинотеатрах, но активно использует в агитации социальные сети, YouTube и видеоблоги. «Такое предложение может быть подготовкой к президентским выборам», – предполагает Нилов, хотя партия власти, по его мнению, тоже заинтересована в этих сервисах. В КПРФ также не дают рекламу в онлайн-кинотеатрах, так как на нее нет бюджета, говорит Сергей Обухов (КПРФ): «Нам запрещены пикеты, рекламные носители, и интернет – единственное место, где еще можно что-то сделать. Запретить агитировать там – значит совсем закрыть нам рот». Хорошо, что МКС пока не обладает правом законодательной инициативы, отмечает член Центризбиркома от «Справедливой России» Николай Левичев: «В условиях доминирования кандидатов от партии власти в традиционных СМИ такой запрет в широкой трактовке может серьезно ударить по оппозиции и малым партиям». Внесистемным партиям и кандидатам всегда очень сложно договариваться об агитации с федеральными каналами, очень много препятствий, говорит юрист незарегистрированной Партии прогресса Иван Жданов: «Этот закон придумали, чтобы ограничить возможность агитации независимым кандидатам, основная аудитория которых – это интернет-аудитория». Но это в любом случае не будет относиться к выборам в сентябре и скорее касается уже президентских выборов 2018 г., подчеркивает он.

В таком виде этот законопроект не пройдет, потому что они не могут запретить информирование, это нарушает закон о свободе слова, уверен эксперт по избирательному праву Андрей Бузин. Но и у агитации должно быть лишь одно ограничение: ее нужно оплачивать из избирательного фонда, считает эксперт. «Сейчас у этого положения и без того много вредных ограничений, все они бессмысленны и часто даже не поддаются проверке», – заключает Бузин.