Социологи выяснили, за кого хочет голосовать центр Москвы

После единоросса Николая Гончара наибольшая узнаваемость в ЦАО у Михаила Дегтярева и Марии Бароновой
Самым популярным кандидатом в Центральном округе Москвы является единоросс Николай Гончар/ М. Стулов/ Ведомости

Самым популярным кандидатом в Центральном округе Москвы является единоросс Николай Гончар, второе место делят Михаил Дегтярев из ЛДПР и самовыдвиженка Мария Баронова, идущая при поддержке «Открытой России» Михаила Ходорковского.

Опрос проводился «Левада-центром» по заказу проекта «Открытые выборы». Узнаваемость Гончара - 53%, у Дегтярева и Бароновой — по 26%. Узнаваемость коммуниста Павла Тарасова - 17%, а историка Андрея Зубова, идущего при поддержке «Парнаса», — 12%. Опрос проводился с 25 по 30 августа среди москвичей в возрасте от 18 лет, проживающих в Центральном административном округе Москвы, в опросе приняли участие 1005 человек.

При этом если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то за Гончара проголосовал бы 21%, за Дегтярева — 7%, за Павла Тарасова из КПРФ - 5%, а за Баронову, Зубова, Кристину Симонян из «Справедливой России» - по 2%. Самый высокий антирейтинг у Гончара (11%), у Дегтярева, Зубова и Тарасова - по 6%, а у Бароновой и Дмитрия Захарова из «Коммунистов России» - по 4%. При этом 35% затруднились сказать, будут ли они голосовать и если будут, то за кого.

При этом 51% сообщили, что будут голосовать на выборах, 29% сказали, что не пойдут на выборы. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то 30% жителей ЦАО проголосовали бы за «Единую Россию», по 10% - за ЛДПР и КПРФ. За «Яблоко» проголосовали бы 5%, а за «Парнас» - 2%. Среди партий самый высокий антирейтинг — у «Парнаса» (19%), «Яблока» (17%) и «Единой России» (15%).

Узнаваемость Бароновой выросла за счет ведения кампании и сбора подписей, говорит социолог «Левада-центра» Денис Волков: «Зубов присутствует в эфире федеральных каналов на дебатах, а Баронова нет. Это можно отчасти сравнить с кампанией Навального 2013 г. – его тоже не было по телевидению, но его кампания была почти такая же, как у Собянина, в масштабах города. Поэтому если начинать активно вести кампанию не в последние несколько недель, а раньше, то можно добиться какого-то результата». Однако сложно говорить о том, что получится нарастить число тех, кто будет голосовать за демократических кандидатов, поскольку «нужен определенный имидж, гендерный и возрастной фактор тоже играют роль». «От КПРФ не особо важно, кто идет, поскольку их избиратель прежде всего голосует за партию, у Дегтярева высокая узнаваемость, его помнят за счет мэрской кампании. Про Баронову большинство в эту кампанию услышали первый раз, подробностей, в том числе что она «кандидат Ходорковского», не знают», - говорит Волков. Он отмечает, что хорошо знают Баронову около 5%: «Очень условно, если сложить ее антирейтинг и число тех, кто готов за нее проголосовать, получится число тех, кто хорошо знаком с кандидатом».

По словам Волкова, ЦАО отличается от общероссийской картины желанием голосовать за демократические партии, хотя и здесь они не могут набрать больше 5%: «Что уж тогда говорить о стране в целом. Высокий антирейтинг либеральных партий связан с телевизионной пропагандой, антироссийской позицией по Крыму и Украине. Так что отрицательный образ, представленный телевидением, доминирует, а другого нет. Демократический же электорат просто разочарован в этих партиях».

Руководитель «Открытых выборов» Тимур Валеев доволен получившейся социологией. По его мнению, узнаваемость удалось повысить за счет сбора подписей: «До сбора подписей узнаваемость Бароновой и Зубова была примерно одинаковая - по 7% по данным качественного опроса». Он полагает, что учитывая число неопределившихся избирателей и при наличии яркой кампании за оставшиеся три недели до выборов Баронова может выйти на второе место в округе. Валеев напоминает, что Баронова по итогам социологии обещала сняться, если бы ее узнаваемость оказалась ниже узнаваемости Зубова, «поскольку либеральная общественность называла ее спойлером». Сама Баронова сказала «Ведомостям», что удивлена результатом, поскольку у нее нет эфира на федеральных каналах, к которым получил доступ Зубов за счет дебатов.

Зампредседателя «Парнаса» Константин Мерзликин говорит, что кандидатам еще многое предстоит сделать за счет интенсификации кампании за две недели до выборов: «Цифры пессимистичные, но они не заведомо проигрышные, все впереди. Сейчас узнаваемость Зубова - 12%, но надо понимать, что до кампании она была нулевой. Дебаты могут повысить узнаваемость, но преувеличивать присутствие оппозиционных кандидатов в федеральном эфире не стоит».