Россия и США пока не добились прорыва по ситуации в Сирии

Окончательных договоренностей ждут от встречи двух президентов в понедельник
Барак Обама (слева) и Владимир Путин (справа) в Китае увиделись, но Сирию еще не обсудили/ Nicolas Asfonri/ Pool Photo via AP

Министру иностранных дел России Сергею Лаврову и госсекретарю США Джону Керри в воскресенье не удалось достичь соглашения об урегулировании ситуации в Сирии; утром в понедельник они проведут еще одну встречу на полях саммита G20 в Китае, до этого проконсультировавшись со своими правительствами. Лавров и Керри должны были дать совместный брифинг, но прямо перед его началом, по сообщению американских СМИ, из зала убрали вторую трибуну и к журналистам вышел только Керри, заявивший о наличии «еще пары серьезных острых вопросов». Окончательно уладить эти проблемы стороны, видимо, попытаются до встречи президентов США и России, намеченной на понедельник. В воскресенье Барак Обама тоже говорил о сохраняющихся серьезных разногласиях, разрешить которые не удастся без уступок со стороны России. Высокопоставленный представитель госдепартамента на условиях анонимности сообщил американским СМИ, что переговоры с Россией застопорились еще в субботу, потому что Москва отказалась от договоренностей, которые американцы считали уже решенными. Договоренности пока нет по двум главным вопросам – по списку террористических организаций, которые выводятся за рамки перемирия и должны быть отделены от поддерживаемой США и Саудовской Аравией оппозиции, и по ситуации в северном Алеппо, где США предлагают открыть демилитаризованный коридор, говорит человек, близкий к российской делегации. По его словам, нет гарантий, что этот коридор не будет захвачен террористами.

Агентство Reuters в воскресенье назвало главные пункты соглашения о прекращении огня в Сирии, ссылаясь на письмо спецпредставителя США по Сирии Майкла Ратни вооруженной сирийской оппозиции от 3 сентября. Согласно этому документу Россия будет обязана оказать давление на правительство Сирии, с тем чтобы оно перестало бомбить зоны, подконтрольные умеренной оппозиции, а правительственные войска должны быть отведены от ключевого маршрута поставок на севере Алеппо и этот путь должен быть полностью демилитаризован. Другой маршрут на юго-западе Алеппо будет использован для доставки гуманитарных грузов, и ни одна из сторон не должна этому препятствовать. США, в свою очередь, должны координировать с Россией действия по борьбе с террористами, но этот пункт в письме не конкретизирован.

Пока без сенсаций

Прошедшие в Приморье переговоры Владимира Путина с премьером Японии Синдзо Абэ «станут важной вехой» в подготовке визита президента России в Японию, сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Но «вряд ли стоит считать, что территориальный вопрос может сдвинуться в результате сегодняшней встречи», сказал он.

Создание демилитаризованной зоны рядом с Алеппо невозможно, считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев: «Как создать такую зону, чьи войска будут ее контролировать? На этом участке плотная городская застройка, даже в случае демилитаризации вряд ли удастся избежать человеческих жертв». Против заключения соглашения по Сирии работают и внешние, и внутренние факторы, полагает эксперт: «Турция смешала карты – она член коалиции и должна работать под руководством США, но никто ей права не давал вводить свои войска в Сирию. Получается, турки делают, что хотят, а курды, в свою очередь, могут прекратить слушаться Вашингтон». Помимо этого есть конфликт интересов и в руководстве США, добавляет Евсеев: «Между Пентагоном, который в Сирии ни с кем взаимодействовать не хочет, госдепом во главе с Керри, который склонен к переговорам, и Обамой, который от решения в такой сложной ситуации дистанцируется и не хочет подставлять Хиллари Клинтон, резко критикующую Москву в своей предвыборной кампании».

Заключению соглашения мешает ключевой вопрос деления оппозиции на умеренную и радикальную, но есть и другие аспекты политического и военно-технического характера, требующие четкого прояснения, считает бывший посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов: «Переговоры не застряли, уже просматриваются целые блоки договоренностей, но до их окончательного заключения требуется большая экспертная проработка со стороны военных и дипломатов. Например, должны быть прописаны такие аспекты, как места расположения групп, их классификация – кого куда относить, какая тактика и на какое время будет к каждой из них применяться. Вряд ли полноценное соглашение будет заключено в ближайшее время».

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский