Елена Мизулина готова взяться за реформу уголовного процесса

Главной проблемой остается следствие
Лишение прокуратуры надзорных полномочий также не лучшим образом сказалось на качестве предварительного расследования, доказывал начальник правового управления Генпрокуратуры/ С. Портер/ Ведомости

Со дня принятия действующего Уголовно-процессуального кодекса (УПК), давшего старт реформе уголовного правосудия, прошло 15 лет, но от обвинительного уклона российским судам за это время избавиться не удалось. К такому выводу пришли участники посвященных юбилею парламентских слушаний, проведенных во вторник комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству. Если в 2002 г. доля оправданных составляла 1% от общего числа подсудимых, то к 2015 г. даже эта скромная цифра снизилась вдвое до 0,5%. Есть все основания задуматься о продолжении реформы, об этом говорится в итоговых рекомендациях слушаний.

До последнего времени попытки реформировать уголовный процесс не поощрялись, дала понять сенатор Елена Мизулина. В свое время она возглавляла межведомственную рабочую группу, готовившую проект УПК. «Год назад мне сказали, что не надо готовить поправки в процессуальное законодательство, этим занимаются президент и правительство, – призналась она, – но недавно я убедилась, что это не так». Открытое и публичное обсуждение таких поправок давно назрело, считает сенатор.

Главной проблемой российского уголовного процесса остаются досудебные стадии: их судебная реформа практически не коснулась, считает советник Конституционного суда Константин Смирнов. Между тем именно предварительное расследование определяет перспективу уголовного процесса, уверен он: до суда доходит менее 10% от количества зарегистрированных сообщений о преступлениях, до обвинительного приговора – около 6%. Обсуждаются разные сценарии реформы предварительного следствия – например, разделение следователей и оперативников по различным ведомствам (предыдущие аналогичные попытки привели к тому, что следователь практически превратился в старшего оперативника) либо введение института судебных следователей.

Лишение прокуратуры надзорных полномочий также не лучшим образом сказалось на качестве предварительного расследования, доказывал начальник правового управления Генпрокуратуры Владимир Макаров. В Генпрокуратуре хотят вернуть себе право прекращать уголовное преследование хотя бы по делам о малозначительных преступлениях, и такой законопроект в ведомстве уже подготовлен.

В Госдуме пока не видят острой необходимости в реформе УПК – гораздо более актуален вопрос о разработке нового Уголовного кодекса (УК), говорит зампред комитета по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин. Действующий УК фактически превратился в лоскутное одеяло, каждый месяц к нему принимают по 5–10 поправок. Новый УПК, считает депутат, имеет смысл готовить либо после реформы УК, либо параллельно с ней.