Осеннее единение

Парламентская оппозиция пытается повысить свои шансы на осенних губернаторских выборах – либо через отмену муниципального фильтра, либо через выдвижение единых кандидатов
Оппозиция выбирает регионы, где могла бы выдвинуть единых кандидатов в губернаторы/ Сергей Портер/ Ведомости

Заместители руководителей трех фракций Госдумы – Иван Мельников (КПРФ), Игорь Лебедев (ЛДПР) и Александр Бурков («Справедливая Россия») – провели в среду встречу, на которой решили объединить усилия в подготовке поправок об отмене муниципального фильтра на губернаторских выборах, рассказал «Ведомостям» Лебедев. По его словам, партии будут пытаться искать поддержку у президента. Поправки планируется внести до конца весенней сессии. Ранее эсеры уже пытались отменить фильтр, но не находили поддержки у «Единой России». Лебедев отметил, что депутатам также удалось договориться о единых кандидатах в губернаторы по половине из 14 регионов, где осенью пройдут выборы. «Фамилии пока преждевременно называть, потому что с регионами бесед еще не проводилось, но мы нашли точки соприкосновения», – объяснил он. «Справедливая Россия» предложила переговоры первая, напомнил Бурков: происходящее не устраивает всех, фильтр невозможно преодолеть, власть фактически уничтожила партии, отметил он. В середине марта лидер «Справедливой России» Сергей Миронов направил лидерам КПРФ и ЛДПР Геннадию Зюганову и Владимиру Жириновскому письма с предложением провести переговоры и выдвинуть в 14 регионах, где в сентябре пройдут прямые выборы губернаторов, единых кандидатов от трех оппозиционных думских партий.

Максимум и минимум

Максимальный фильтр среди 14 регионов установлен в Новгородской и Томской областях – 10% от числа муниципальных депутатов в регионе. Такой же предполагается и в Севастополе, где пока не принят закон о выборах, а минимальный будет в Белгородской области (5%).

Преждевременно говорить о сформированной коалиции – скорее это совместная декларация о намерениях и приглашение от руководства этих партий Кремлю и отдельным губернаторам к переговорам по формату своего участия в выборных кампаниях 2017–2018 гг., считает политолог Александр Пожалов. По его мнению, вопрос о судьбе муниципального фильтра не выглядит центральным для власти, сосредоточившей внимание на подготовке к президентским выборам и обновлении губернаторского корпуса. Лидеры трех оппозиционных партий испытывают дефицит внимания со стороны руководства внутриполитического блока администрации президента и обеспокоены утечками о том, что политтехнологи власти сомневаются в привлекательности их как кандидатов в президенты для сценария «70% явки», отмечает Пожалов. Пока декларация о коалиции не выглядит угрозой для власти – благодаря фильтру в подавляющем большинстве регионов судьба такой коалиции все равно остается в руках муниципальных депутатов-единороссов, напоминает он. Кроме того, в случае такого пакта открывается окно для третьей силы – кандидата от какой-либо из малых партий и региональных контрэлит, что уже не в интересах парламентской оппозиции, предполагает эксперт. Но ни КПРФ, ни ЛДПР, по его словам, не выглядят надежными участниками коалиции. КПРФ в преддверии майского съезда больше озабочена внутрипартийной борьбой за влияние и попытками смены поколений в обкомах: они будут в коалиции только там, где это объединение строится вокруг сильного местного коммуниста – например, в Бурятии, Ярославской, Рязанской, Саратовской областях, считает Пожалов. У ЛДПР же традиционно самая гибкая политическая позиция, а ее кандидаты нередко своим участием страхуют выборы от признания несостоявшимися в случае снятия остальных: сильные кандидаты есть только в Томской (Алексей Диденко) и Рязанской (Александр Шерин) областях, резюмирует он.

У парламентских партий сейчас выбор: работать или на себя (как КПРФ с крымским митингом и ЛДПР с демаршем в Думе), или на участие в правящей коалиции, или же на совместную синергию там, где можно пошатать власть, считает политолог Михаил Виноградов. «Четких сигналов от власти о пряниках и кнутах для них пока не поступает, поэтому они потихоньку тестируют все три модели», – говорит он, добавляя, что шансы у оппозиции есть в Ярославской, Свердловской и Кировской областях.