Премьер-министр Пакистана ушел в отставку из-за панамского досье

Верховный суд страны сравнил семью Наваза Шарифа с персонажами «Крестного отца»
Верховный суд Пакистана счел премьер-министра Наваза Шарифа нечестным политиком/ B.K. Bangash / AP

Верховный суд Пакистана признал, что премьер-министр страны Наваз Шариф не соответствует должности. Как сообщает ВВС, после этого Шариф подал в отставку. Также суд отстранил от должности и министра финансов Пакистана Исхака Дара, сообщает Reuters. Агентство назвало Дара ближайшим соратником Шарифа и напомнило, что благодаря ему рост экономики страны заметно ускорился.

Решение суда стало результатом расследования, которое началось после утечки в СМИ так называемого «панамского досье». Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал в 2016 г. расследование об офшорных счетах мировых политиков и общественных деятелей. Расследование было проведено с участием более чем сотни зарубежных СМИ на основе 11,5 млн документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, которая, согласно документам, помогала клиентам уклоняться от налогов. В документах фигурирует множество имен чиновников, политиков и звезд из разных стран. Среди владельцев офшоров оказались и трое детей Шарифа, включая дочь Мариам, которая считалась его политической наследницей.

В Лондоне обнаружились четыре достаточно дорогие квартиры, записанные на детей Шарифа. Его противники в Пакистане утверждают, что они приобретены на деньги, полученные коррупционным путем. По заверению премьера, квартиры принадлежат детям, а не ему и были приобретены в результате соглашения об урегулировании старой бизнес-сделки, которую его семья проводила с катарским принцем.

Также выяснилось, что Шариф был председателем совета директоров в дубайской компании его сына и ему полагалась зарплата. Премьер заявил суду, что ее не получал, поскольку его должность была «церемониальной». Однако именно это суд счел главным основанием для дисквалификации Шарифа: зарплата, выплачиваемая или нет, - это актив, и, чтобы участвовать в выборах, о ней нужно было сообщить в декларации. Поскольку Шариф этого не сделал, суд счел, что он поступил нечестно и не может оставаться в своей должности. Требование к политикам быть «честными» и «достойными доверия» было внесено в конституцию Пакистана в 1980-е гг.

Детям Шарифа, а также Исхаку Дару теперь грозит суд по обвинениям в коррупции (Верховный суд рекомендовал возбудить соответствующие уголовные дела), указывает The Wall Street Journal, обвинение может быть предъявлено и Шарифу. Судьи Верховного суда порой сравнивали семью премьер-министра с мафией из книги и фильма «Крестный отец», что вызывало их гневные заявления, сообщает газета.

Весной оппозиция уже подавала жалобу в Верховный суд в связи с информацией из панамских документов. В апреле суд решил, что доказательств вины Шарифа недостаточно для его отстранения от должности и что изучение подозрительных сделок необходимо продолжить. Тогда и сторонники, и противники Шарифа назвали это решение своей победой.

На этот раз пять членов судейской коллегии единогласно решили, что премьер-министра следует отстранить от должности, поскольку его семья не сумела обосновать происхождение своего состояния. Шариф также лишился права заседать в парламенте и избираться в него, заявил судья Эджаз Афзаль Хан.

Первая жертва

Первым высокопоставленным чиновником, который был вынужден уйти в отставку из-за панамского скандала, стал премьер-министр Исландии Сигмундур Гуннлейгссон. У него также обнаружилась офшорная компания.

До оглашения решения суда несколько министров правительства Пакистана заявили, что правящая партия примет любой вердикт. Решение суда приветствовала толпа, собравшаяся снаружи здания. Судьи решали судьбу премьера при усиленных мерах безопасности: здание суда охраняли около 3000 вооруженных полицейских и рейнджеров.

Вице-председатель оппозиционной партии «Техрик-е-Инсаф» («Движение за справедливость») Шах Мехмуд Куреши назвал решение суда историческим и похвалил проверявших премьера следователей за то, что они не поддались «огромному давлению» во имя справедливости. Как отмечает ВВС, одни наблюдатели считают, что судебная власть в Пакистане наконец-то всерьез начала бороться с коррупцией, другие считают нынешнее решение очередным актом политических игр.

С момента обретения независимости в 1947 г. ни один премьер-министр Пакистана не отработал в этой должности свой срок до конца, напоминает Reuters. Правда, почти половину этого времени страной правили военные. Следующие всеобщие выборы состоятся в 2018 г., а пока правящая партия, имеющая в парламенте большинство, выберет нового премьер-министра, сообщает WSJ. В ее заявлении отмечается, что Шариф ушел в отставку сразу после оглашения вердикта суда, но подчеркивается, что он сам не был признан виновным в коррупции.

Возникшая политическая нестабильность «заберет все внимание Исламабада и даст военным больше свободы», полагает Моед Юсуф из вашингтонского United States Institute of Peace (цитата по WSJ). Политики в США считают, что пакистанские военные поддерживают талибов в Афганистане (те отрицают подобные обвинения), тогда как демократическое правительство в Исламабаде необходимо, чтобы помочь установить мир в соседней стране.