Канцлер Германии Ангела Меркель выиграла предвыборные дебаты

И ее, и избирателей устраивает статус-кво, считают немецкие эксперты
Шульц оставил Меркель в покое, а именно покой и статус-кво ей и нужны для победы, пишет Der Spiegel/ Kay Nietfeld / dpa via AP

В воскресенье в Берлине прошли первые и единственные дебаты между главными соперниками на выборах в бундестаг, которые пройдут 24 сентября. Лидер Христианско-демократического союза (ХДС), канцлер Ангела Меркель и лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Мартин Шульц обсудили кризис с беженцами и их интеграцию, внутреннюю безопасность и внешнюю политику, состояние экономики и социальную справедливость. Победила Меркель, посчитало 55% телезрителей (за Шульца проголосовало 35%), опрошенных институтом общественного мнения Infratest. По опросу Der Spiegel, 76% избирателей заявили, что дебаты никак не скажутся на их предпочтениях, 10% признались, что перешли на сторону СДПГ, 5,5% – в лагерь ХДС.

Эти две партии четыре года входили в правящую коалицию, но в январе Шульц, который пять лет возглавлял Европарламент, заявил о намерении выдвигаться в канцлеры. После этого рейтинг СДПГ побил 10-летний рекорд, однако развить успех социал-демократам не удалось, и сейчас победа ХДС у экспертов сомнений не вызывает (см. график) – как и тот факт, что Меркель в четвертый раз станет канцлером.

Теледуэль главных соперников немецкие СМИ зажигательной не посчитали. Шульц оставил Меркель в покое, а именно покой и статус-кво ей и нужны для победы, пишет Der Spiegel: «Шульц не вел себя как человек, который жаждет стать канцлером. Ему стоило бы воспользоваться своим последним шансом на получение поста». И дебаты, и ход предвыборной кампании устраивают прежде всего умеренных избирателей, отмечает Die Sueddeustche Zeitung: «Они очень удобно встроены в систему и никаких изменений не хотят, а дуэль просто стала встречей двух ратующих за статус-кво политиков».

Дебаты стали личным успехом Шульца, ведь еще больше людей смогли его лицезреть, но никак не политическим успехом, потому что никакой разницы избиратели между ним и Меркель не увидели, считает профессор Свободного университета Берлина Геро Нойгебауэр: «Он не смог и не захотел поставить под сомнение опыт, политическое значение и высокий уровень одобрения Меркель у избирателей». Никакой роли в избирательной стратегии канцлера дебаты не сыграют – в Германии их задача не в том, чтобы избиратели кардинально поменяли свои предпочтения, а в том, чтобы дать им побольше информации о политиках и их позициях, поясняет эксперт: «Если немцы и дальше хотят жить хорошо и безопасно, они должны выбрать ХДС и меня, а я постараюсь им это гарантировать» – примерно так звучит лозунг Меркель. Ну и что можно на это возразить?»

Почти двукратное падение рейтинга Шульца с января еще не говорит о его провале на выборах – до голосования еще многое может произойти, полагает руководитель социал-демократического Фонда Эберта в Москве Мирко Хемпель: «Правда, если мы посмотрим на динамику кампании и тренды в опросах – сейчас маловероятно переломить настроения избирателей в пользу социал-демократов». Меркель повторяет успешную предвыборную стратегию 2009 и 2013 гг. – она почти не предлагает собственной повестки и именно поэтому оппонентам не за что зацепиться для атаки, продолжает эксперт: «Меркель таким образом коварно и изощренно усыпляет избирателей и выводит их из строя. Потенциальные избиратели других партий, и прежде всего социал-демократов, вообще останутся в день выборов дома, хотя это в том числе ослабляет и легитимность победителя». Борьба идей и полярные мнения, гонка партий, высокая явка избирателей, которая, например, в 1998 г. привела к смещению самого долгоиграющего канцлера, Гельмута Коля, т. е. все, что было актуально для политического ландшафта Германии в 1990-е гг., – об этом теперь можно забыть, сокрушается Хемпель: «Меркель сровняла все это с землей, прежняя политическая Германия теперь под наркозом».

Партия ХДС на запрос «Ведомостей» не ответила, представительство близкого к ХДС Фонда Конрада Аденауэра в Москве от комментариев отказалось.