Никита Белых: «От тюрьмы и от сумы в России не зарекайся»

В Пресненском суде продолжается допрос экс-губернатора Кировской области
«Бизнесмены могли решать со мной любые вопросы и проблемы», - сказал в суде Никита Белых/ С. Портер/ Ведомости

В Пресненском суде Москвы в среду продолжился допрос обвиняемого в получении взятки бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых. Сторону обвинения, в частности, интересовало, каким образом за счет средств благотворительных фондов можно финансировать избирательную кампанию. Белых вновь, как и раньше, сказал, что деньги, которые собирали с бизнесменов областные власти, должны были пойти на ремонт фасадов, установку памятников и фонтанов.

«Такие мероприятия не влияют на результаты конкретных кандидатов, но улучшают восприятие обществом того, что делает власть в целом. Именно поэтому все мероприятия, о которых я говорил, планировалось завершить к началу сентября 2016 г., там не было элементов политической агитации, - заявил он. - Можно рассказать о строительстве фельдшерско-акушерских пунктов в далеких районах, но если человек этого не видит, то это не влияет на его ощущения, а результаты благоустройства видны и должны позитивно повлиять как на явку, так и на то, как граждане воспринимают власть».

Белых также рассказал подробности своей встречи с владельцем Нововятского лыжного комбината и УК «Лесхоз» Юрием Судгаймером в аэропорту Риги, где они обсуждали помощь, которую бизнесмен мог бы оказать области перед выборами в Госдуму и облдуму в 2016 г. По словам Белых, «тему конспирации», о которой на одном из предыдущих судебных заседаний спрашивала прокурор, «однажды обозначил» сам Судгаймер: «Он заявил, что боится разговаривать по телефону – я как вежливый человек сказал, что тоже не очень [люблю]».

Подсудимый заявил, что Судгаймер в 2014 г. помогал ему деньгами на губернаторскую кампанию, перечислив 200 000 руб. на избирательный счет, но на встрече в аэропорту попросил напомнить, как помогал ранее: «видимо, забыл». «Я сказал, что тогда дали двести, и просил перевести средства либо на счет РВИО (Российское военно-историческое общество, кировское отделение которого возглавлял Белых. - «Ведомости»), либо другой общественной организации - в частности, фонда «Вятка». Деньги переведены не были», - сказал Белых.

Позже Судгаймер связался с губернатором и сказал, что от него должны передать какие-то документы в Москве, конверт забрала помощница Белых. «Через несколько дней, когда я был в Москве, конверт передали мне, я открыл его уже в Кирове и обнаружил там 50 000 евро. Эти деньги 13 июня я передал во время своего дня рождения [своему знакомому] Алексею Пыхтееву с просьбой, чтобы он их положил на счет РВИО. Он внес деньги, но уже позже, видимо, ждал каких-то распоряжений», - сказал Белых. По его словам, на благоустройство нужны были большие средства и власти ранее определили, что деньги нужно собрать к 1 июля – о помощи в сборе средств Белых просил на совещании кировских бизнесменов. «Чтобы понимать, сколько денег будет на счете по состоянию на 1 июля, мы должны были отфиксировать, сколько денег поступило по тем письмам, которые я рассылал предпринимателям.

Я сказал, что, возможно, потребуются еще деньги из моих личных средств, которые я и так тратил на вопросы благоустройства, поэтому Пыхтеев должен был внести эти 50 000 евро и дополнительно те деньги, которые я бы передал из личных средств, чтобы все работы были профинансированы. Поскольку эту информацию он не получил из-за моего задержания, то он эти деньги класть на счет не стал», - сказал экс-губернатор. По его словам, Пыхтеев внес эти 50 000 евро на счет РВИО уже после ареста Белых, который передал эту просьбу через адвокатов. «Почему вы раньше не передали просьбу?» - спросила прокурор. «Большие проблемы с коммуникацией - когда вы будете сидеть в "Лефортово", то поймете. От тюрьмы и от сумы в России не зарекайся, в том числе это надо помнить работникам правоохранительных органов. У меня соседи - сплошь высокопоставленные сотрудники СК, ФСИН, ФСБ», - ответил Белых.

Прокурор также уточнила, почему конверт с документами от Судгаймера передавали напрямую Белых, какая была в них важность. «Если вы посылаете бизнесмена к начальнику департамента, это говорит о вашем отношении к бизнесу. Собственники предприятий могли обсудить напрямую со мной все вопросы, которые хотели, у всех был мой телефон. Десятки бизнесменов в Кировской области общались со мной чаще, чем Судгаймер. То, что было такое общение, помогло региону подняться в рейтингах АСИ по инвестиционной привлекательности. Бизнесмены могли решать со мной любые вопросы и проблемы», - резюмировал Белых.