Как изменился закон о выборах президента за шесть лет

«Голос» проанализировал поправки в законодательство с 2012 по 2017 год
Поправки вносились и в положения закона об основных гарантиях избирательных прав, касающиеся выборов главы государства, которые не дублируются в законе о выборах президента/ Екатерина Кузьмина / Ведомости

За шесть последних лет изменения в закон о выборах президента вносились 15 раз, подсчитали эксперты движения «Голос». Их доклад публикуется в пятницу, когда Совет Федерации должен принять постановление о назначении президентских выборов на 18 марта 2018 г. Всего, по данным «Голоса», были изменены 59 из 87 статей закона, а также все четыре приложения к нему. Кроме того, поправки вносились и в положения закона об основных гарантиях избирательных прав, касающиеся выборов главы государства, которые не дублируются в законе о выборах президента.

Произведенные изменения «Голос» называет существенными и не имеющими единого вектора. Хотя самая первая поправка, внесенная в мае 2012 г. и резко сократившая число подписей, необходимых для регистрации кандидата (с 2 млн до 100 000 для выдвиженцев непарламентских партий и до 300 000 - для самовыдвиженцев), была направлена на демократизацию выборов, говорится в докладе. Уменьшение числа подписей в «Голосе» считают правильным шагом, но различие в требованиях к кандидатам непарламентских партий и самовыдвиженцам находят «юридически некорректным и политически неоправданным». Конституционный суд разъяснял, что представление подписей необходимо для подтверждения достаточного уровня поддержки кандидата избирателями, поэтому такое требование не может быть разным для разных кандидатов, поскольку достаточный уровень поддержки избирателями может быть только единым, считают эксперты.

Большая часть других изменений, внесенных в закон в 2012-2016 гг., имела противоположную направленность: речь шла об ограничении пассивного избирательного права, дополнительных ограничениях для регистрации, сужении возможностей для наблюдения, сокращении сроков обжалования итогов голосования и результатов выборов.

Так, в мае 2012 г. права быть избранными в органы власти бессрочно лишились граждане, которые когда-либо были осуждены по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса. Конституционный суд признал такой подход не соответствующим Конституции, после чего законодатели уточнили, что осужденные по тяжким статьям не смогут избираться до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные по особо тяжким статьям - до истечения 15 лет. Это положение тоже неоднократно обжаловалось в КС, в частности, этот запрет обжаловали осужденные условно, но суд их жалобы отверг. В «Голосе» считают эту норму антидемократической и приводящей к снижению конкурентности выборов.

В 2013 г. появилось требование при выдвижении в президенты предоставлять в ЦИК для регистрации дополнительные сведения (например, о недвижимом имуществе за рубежом), был также введен запрет для кандидатов на владение зарубежными счетами. Такие требования на выборах более низкого уровня неоднократно приводили к отказам в регистрации известных кандидатов, напоминают в «Голосе». Кроме того, были внесены изменения в правила предвыборной агитации — запрещено использование в агитматериалах изображений лиц, которые не имеют права вести агитацию. Также изменился порядок образования избирательных участков и формирования избиркомов, сроки подачи заявлений об отмене решения избиркома об итогах голосования сократились до десяти дней, а срок подачи заявления об отмене решения избиркома о результатах выборов — до трех месяцев.

Наконец, была скорректирована норма о назначении даты голосования, вследствие чего в 2018 г. выборы выпадают на 18 марта - день подписания в 2014 г. договора о вхождении Крыма в состав России. В «Голосе» видят в этом серьезный изъян, поскольку в день голосования будут проводиться праздничные мероприятия, в ходе которых одним из активно упоминаемых лиц будет один из кандидатов - действующий президент.

Изменения, внесенные в 2017 г., вновь имели демократический вектор, отмечают авторы доклада: были отменены открепительные удостоверения и введена возможность голосовать не по месту жительства, а общественным палатам дали право направлять на выборы своих наблюдателей. Изменения коснулись и нахождения представителей СМИ на участках. Однако вместе с тем на президентские выборы было распространено требование, введенное в 2016 г. на выборах других уровней, согласно которому при установлении итогов голосования и подсчетов голосов могут присутствовать только те журналисты, которые работают в редакциях на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного не менее чем за два месяца до официального опубликования решения о назначении выборов, и аккредитованы Центризбиркомом. Это снижает гласность процесса, считают в «Голосе».