Пенсионные протесты объединили системную оппозицию с внесистемной

В России прошли первые массовые акции против повышения пенсионного возраста
Митинги прошли на фоне роста протестных настроений, вызванного пенсионной реформой/ Владимир Смирнов / ТАСС

Более чем в 30 городах России в выходные прошли митинги против повышения пенсионного возраста, организованные сторонниками Алексея Навального, профсоюзами и партиями КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия» и ЛДПР. В большинстве городов акции были согласованы (как поясняла пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш, они призывают противников реформы выходить только на согласованные мероприятия), в них участвовало от 500 до нескольких тысяч человек. Например, в Комсомольске-на-Амуре, как сообщило местное издание Komcity.ru, более 500 человек принесли плакаты «Повышение пенсионного возраста – это геноцид народа», «Коррупция ворует пенсии», «Родился – потерпел – умер – пенсия», «Не лезьте в наши карманы».

О намерении провести подобные акции объявляли также Конфедерация труда России (ее акция намечена на 18 июля) и Федерация независимых профсоюзов. Собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента, ранее говорили, что властям выгоднее акции профсоюзов, чтобы тему пенсионной реформы не могла перехватить внесистемная оппозиция.

Митинги прошли на фоне роста протестных настроений, вызванного пенсионной реформой. По свежим данным ФОМа, выйти на акции против повышения пенсионного возраста готовы 43% россиян, больше всего таковых среди людей от 46 до 60 лет (57%). В целом же к реформе относятся отрицательно 80% опрошенных, а среди респондентов от 31 года до 60 лет – 86%. За две недели после объявления о реформе, по данным ФОМа, электоральный рейтинг Владимира Путина снизился уже с 62 до 48%.

Пока нельзя говорить о лидерстве именно Навального в организации этих протестов, считает политолог Александр Пожалов: «Там, где акции оказывались успешными и собирали больше 1000 человек, их организаторами выступали независимые профсоюзы, дееспособные обкомы КПРФ и отделения «Справедливой России», которые пока имеют «лицензию» на согласование своих акций, а штабы Навального к ним периодически присоединялись». Хотя после действительно крупных акций (по 2000–3000 участников), прошедших, например, в Омске и Астрахани, можно ожидать тренда на отказ в согласовании новых акций, предполагает эксперт: «Навальному для продолжения политической карьеры важно присоединиться к пенсионному протесту. Во-первых, это соответствует его стратегии двигаться в регионы, а во-вторых, Навальный – главный политик-популист в России. Протест в России в ближайшие годы будет левопопулистским, а «Единая Россия» объективно будет смещаться в праволиберальную нишу из-за социальных реформ власти. Поэтому у Навального есть шанс отстроиться от имиджа либерала».

Навальный – лидер политического протеста и главная его сложность сейчас в том, что недовольные пенсионной реформой к политическому протесту пока не готовы, полагает политолог Аббас Галлямов: «Они традиционно выступали сторонниками властей, и им трудно сменить политическую лояльность в одночасье. Они готовы протестовать против самой реформы, но их смущает перспектива встать под знамена главного врага Путина». Другая проблема в том, что ядро сторонников Навального равнодушно к социальной тематике, добавляет эксперт: «Их не интересуют отдельные действия режима, они хотят свергнуть его безотносительно к тому, какой в стране будет пенсионный возраст. Повестки двух этих групп не совпадают, и Навальному будет трудно объединить их так, чтобы довольными оказались и сторонники политического протеста, и недовольные пенсионной реформой».