Военный союз Москвы и Пекина может превратиться из формального в реальный

Об этом свидетельствует помощь России Китаю в создании системы предупреждения о ракетном нападении
Россия поможет Китаю повысить готовность к ответному ядерному удару/ THOMAS PETER / Reuters

Россия действительно помогает Китаю создать систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), о чем заявил президент Владимир Путин в четверг на сессии дискуссионного клуба «Валдай». Но о развертывании единой системы с общим командованием речь пока не идет, полагают эксперты.

Эту тему президент России затронул, когда рассказывал о перспективах космического и военно-технического сотрудничества с Китаем. «Большой тайны, наверное, не открою, все равно это станет ясно: мы сейчас помогаем нашим китайским партнерам создать систему предупреждения о ракетном нападении. Это очень серьезная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность КНР. Потому что сейчас такую систему имеют только США и Россия», – подчеркнул Путин.

По словам человека в российской оборонной промышленности, между Россией и Китаем заключен как минимум один контракт по тематике СПРН, он оценивается примерно в $60 млн. Соглашение касается разработки программного обеспечения (ПО), которое задействовано в работе СПРН, уточняет собеседник «Ведомостей». Этим будет заниматься несколько предприятий, основной объем работ придется на МАК «Вымпел» и ЦНИИ «Комета» (входят в состав Концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». – «Ведомости»), говорит он. СПРН состоит из наземного (мощные стационарные радары) и космического (спутники, фиксирующие старты ракет) эшелонов и систем связи управления. Лишь наличие этой системы позволяет использовать такой мощный инструмент стратегического ядерного сдерживания как угрозу ответно-встречного удара, который наносится до падения боеголовок ракет атакующей стороны и поэтому является столь же разрушительным.

Речь идет о поставках не только ПО, но и ряда других технологий, необходимых для создания СПРН, поясняет главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. По его мнению, использование российских технологий в китайской СПРН создаст условия для совместимости российских и китайских систем, что, по всей видимости, облегчит обмен информацией между вооруженными силами России и Китая о ракетных пусках третьих стран. Однако создания единого информационно-управляющего поля не предполагается и СПРН двух стран будут находиться под национальными командованиями, считает эксперт. По его словам, эти вопросы отрабатывались на российско-китайских командно-штабных учениях по противоракетной обороне, о проведении которых открыто сообщалось в 2016 и 2017 гг.

Китай строит современную систему СПРН с начала 2010-х гг., это уже второй заход – первая попытка в 1980-е гг. была не слишком удачной, говорит старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. По его словам, китайцы построили несколько наземных радаров и экспериментируют со спутниками космического эшелона СПРН, но по своим характеристикам они не дотягивают до российских, хотя импорт некоторых технологий из России осуществлялся и ранее. Есть данные о том, что сотрудничество в области СПРН обсуждалось с Россией несколько лет и эта проблематика войдет в новое соглашение о военном сотрудничестве, отмечает эксперт. Но контрактом на создание ПО дело явно не ограничится и самое интересное – произойдет ли увязка СПРН двух стран, подчеркивает Кашин: если речь пойдет об их координации, то можно будет говорить об очень далеко зашедшем сотрудничестве, сравнимом с американскими усилиями по созданию глобальной системы ПРО в разных регионах мира. Для России в таком случае будет важным вынесение зоны действия СПРН на несколько тысяч километров к югу, а для Китая – возможности России на северном направлении, заключает эксперт.

Заявление Путина свидетельствует о новом уровне оборонного сотрудничества между бывшими коммунистическими соперниками, в то время как между Пекином и Вашингтоном продолжается торговая война, отмечает Associated Press. Это может означать, что военное сотрудничество Пекина и Москвы превратилось из чисто формального союза в реальный, направленный против США, полагает The South China Morning Post. Общая СПРН помогла бы Пекину и Москве вместе бороться с «американской гегемонией», сказал изданию гонконгский аналитик Сун Чжунпин: «Если США захотят атаковать Китай, то скорее всего будут запускать ракеты из Арктики, и их сможет отследить российская СПРН. Москва и Пекин смогут предупредить друг друга об опасности». Кроме того, сотрудничество поможет России и Китаю сократить расходы, цитирует газета военного эксперта из Пекина Чжу Ченьмина. Однако, по его словам, Москва вряд ли поделится с КНР своими самыми передовыми технологиями. В то же время военный аналитик из Макао Энтони Ундун считает, что «такие перемены только усилят гонку вооружений, которая уже и так происходит, учитывая испытания ракет и недавний военный парад [в Пекине по случаю 70-летия КНР]».