Опыт досрочного голосования по Конституции могут распространить на любые выборы

Многодневная процедура создаст проблемы для организаторов и участников, считают эксперты
Опыт выездного голосования по Конституции может распространиться на любые выборы/ TASS

Голосование в течение нескольких дней в ходе плебисцита по поправкам в Конституцию «себя оправдало», заявила 29 июня журналистам председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. О том, что сенаторы планируют обсудить с Центризбиркомом (ЦИК) и Общественной палатой возможность распространения этого опыта на все выборы, по сообщению «РИА Новости», говорил и глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас.

Плебисцит по Конституции назначен на 1 июля, но уже с 25 июня проходит досрочное голосование – в том числе и на «придомовых территориях». 29 июня ЦИК отчитался, что за первые четыре дня явка составила 37,2%, т. е. проголосовало более 40 млн избирателей, включая почти 1 млн (из 1,2 млн зарегистрировавшихся) – дистанционно через интернет.

Многодневное голосование на любых выборах уже узаконено – соответствующие поправки в закон о гарантиях избирательных прав Госдума приняла в мае. Они позволяют проводить на выборах в органы госвласти и местного самоуправления и дистанционное (по почте или через интернет), и досрочное голосование, порядок и сроки которого устанавливает ЦИК. Кроме того, «в целях создания условий для защиты здоровья избирателей» голосование может проводиться вне участков (в том числе на «придомовых территориях») и тоже досрочно.

Голосование по Конституции проводится по особым правилам, поясняет соавтор майских поправок, депутат Госдумы Дмитрий Вяткин: «Для него принят специальный закон, есть постановление ЦИК о порядке голосования». Возможность досрочного голосования на выборах законом предусмотрена, но если его проводить по той же схеме, то нужно решить ряд вопросов, предупреждает депутат: когда будет «день тишины», когда будут присутствовать наблюдатели, как будет организована работа участков и т. п. «Кроме того, голосование проводится в помещениях учебных заведений, отсюда вопрос, что делать с учебным процессом», – добавляет он. Поэтому нужно посмотреть, как пройдет нынешнее голосование, и только после этого решить, проводить ли выборы в несколько дней: в таком случае нужно вырабатывать новые подходы и прописывать их в законодательстве, резюмирует Вяткин.

Пресс-служба ЦИК не ответила на вопрос «Ведомостей» об отношении к идее сенаторов. Источник в ЦИК говорит, что выводы будут делать по окончании голосования: «Пока мы видим, что доступность голосования выросла. Но сформулировать позицию по тем или иным нововведениям можно будет, только подведя все итоги».

Универсальная рамочная норма, позволяющая провести эксперимент с досрочным голосованием вне участков на выборах разного уровня, появилась в законодательстве весной – вероятно, для подстраховки осенних выборов в регионах на случай более долгой эпидемии коронавируса, напоминает директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов: «Будет логично, если такое «предварительное» голосование будет сначала обкатано на выборах в каком-то муниципалитете или регионе и отрегулировано решениями ЦИК. А уже исходя из полученного опыта можно вносить новые изменения в избирательное законодательство». Подобные эксперименты возможны уже в единый день голосования – 2020, допускает эксперт: «Тем более что в Сибири и на Дальнем Востоке продолжается рост коронавирусной заболеваемости и есть все основания скорректировать избирательную процедуру из соображений «защиты здоровья избирателей». Главные плюсы такого голосования для власти – и они же минусы для оппозиции – рассредоточение мобилизационных схем административно зависимого электората на несколько дней и объективные сложности для независимого наблюдения, в том числе для крупных оппозиционных партий, отмечает Пожалов. Главный же риск для власти состоит в том, что растягивание голосования на несколько дней и создание «дворовых» участков уязвимы для попыток дискредитации избирательного процесса и подрыва доверия к выборам «со стороны независимых СМИ и оппозиционных активистов», добавляет эксперт.

Голосование в течение нескольких дней – неоднозначная история, считает политтехнолог Григорий Казанков: «Нужно сначала проанализировать, к чему оно приведет на голосовании по поправкам, и попробовать просчитать, что было бы, если бы голосование длилось один или три дня». Среди сложностей он называет тот факт, что сейчас членов участковых комиссий «пришлось забрать с работы на неделю», то же будет и с выборами, а это около 1 млн человек; сложнее станет и наблюдать за голосованием. Среди плюсов – избиратели могут прийти голосовать, когда им будет удобно, поэтому явка при таком голосовании будет выше, отмечает эксперт: «Поэтому непонятно, решат ли такую практику распространять на выборы. Ясно, что и власти, и оппозиции в таком случае придется менять технологии работы и агитации».

Многодневное голосование – очень непрозрачная процедура, которая проходит в будние дни, когда избиркомы находятся не в полном составе, а число наблюдателей ограничено из-за их работы на основном месте, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: «Еще одна проблема касается хранения документации в ночной период между днями голосования». Досрочное голосование было и раньше, но оно касалось небольшого числа избирателей, напоминает эксперт: «Если досрочно проголосовавших было больше 1%, то избирком был вправе организовать отдельный подсчет, т. е. превышение этой доли считалось аномальным. Кроме того, оно проводилось либо в труднодоступных местах, либо в помещениях избиркомов. Сейчас же оно одновременно проводится на улице, с выездом на предприятие или на дом, в помещениях комиссий, и таким образом дни досрочного голосования превращаются в полноценные дни голосования, но без кворума в комиссиях и должного наблюдения». Поэтому увеличивать число дней голосования на выборах нельзя, так как это будет приводить к скандалам, злоупотреблениям и ударит по процедуре выборов в целом, уверен Мельконьянц.