Кого хочет видеть в Верховном суде США Дональд Трамп

Место легендарной феминистки Рут Бейдер Гинзбург может занять консервативная Эми Кони Барретт
Кандидат в члены Верховного суда США Эми Кони Барретт/ Getty Images via AFP

Джордж Буш-младший стал президентом в 2000 г. во многом благодаря решению Верховного суда США. Выиграл выборы он или же Альберт Гор – решалось во Флориде, где при почти 6 млн избирателей разница между голосами, поданными за кандидатов, составляла около одной тысячи. Так как при подсчетах возможны ошибки, начался массовый пересчет бюллетеней в штате и обращения противоборствующих сторон в суды. В конце концов суд велел прекратить пересчет – за это проголосовало пять из девяти судей, решающим стал голос Рут Бейдер Гинзбург.

На выборах 3 ноября может повториться ситуация, когда голоса между кандидатами разделятся практически поровну и решать, быть президентом страны Дональду Трампу или Джо Байдену, придется Верховному суду. Гинзбург скончалась 18 сентября после долгой борьбы с раком. Ей на смену Трамп спешит назначить другую даму – Эми Кони Барретт. По стечению обстоятельств 20 лет назад она, будучи начинающим адвокатом юрфирмы Baker Botts, принимала участие в подготовке документов для суда, когда Гор пытался оспорить итоги выборов: Baker Botts защищала интересы Буша.

Все это не нравится демократам: в случае успеха Барретт в Верховном суде будет уже шесть судей, обязанных своим назначением республиканцам. Обеспокоены не только они. Барретт принадлежит к христианской группе «Люди хвалы» (People of Praise), и многие опасаются, не повлекут ли, например, ее религиозные взгляды попытки запретить аборты или ущемления прав ЛГБТ-сообщества. Когда Трамп назвал кандидатуру Барретт, сеть заполонили якобы ее цитаты, которые на поверку оказались фейками, – в частности, что геи могут быть подвергнуты дискриминации, потому что они неугодны богу. На самом деле Барретт всегда высказывалась очень сдержанно и дипломатично – как будто знала, что каждое ее слово будут изучать под микроскопом, констатируют американские СМИ. Судить же о ее воззрениях по судебным решениям сложно: Барретт – юрист со стажем, но судейская ее карьера еще коротка.

Примерная ученица

Если Барретт утвердят, она станет самой молодой судьей Верховного суда – ей 48 лет. Также она будет первой матерью детей школьного возраста, заседающей в этом суде.

Барретт родилась 28 января 1972 г. и была старшей из семи детей в семье Майка и Линды Кони: у нее пять сестер и брат.

Ее родители познакомились в юридическом вузе. Мать после рождения детей стала домохозяйкой, а отец работал юристом Shell Oil. Он был на хорошем счету, и в какой-то момент его перевели из офиса компании в Новом Орлеане (Луизиана) в штаб-квартиру в Хьюстоне (Техас). Радость в связи с продвижением по службе длилась недолго. Семью отец перевозить не захотел, а ездить за полтысячи километров в одну сторону устал и вскоре подал в отставку. Через некоторое время его позвали обратно в Shell Oil, пообещав больше не посылать в другой город.

Эми Кони была одной из лучших выпускниц доминиканской школы св. Марии в Новом Орлеане – частной католической школы для девочек. Затем она с отличием окончила колледж Роудса (Теннесси), где изучала английскую литературу. Юридический факультет Университета Нотр-Дам (Индиана) она тоже окончила с лучшими результатами на своем курсе. Во время учебы в университете познакомилась со своим будущим мужем Джесси Барреттом. «Прямо сейчас я планирую какое-то время заниматься юридической практикой, выйду замуж, создам семью, а затем, возможно, буду преподавать право, – рассказывала в 1997 г. 25-летняя выпускница газете East Jefferson Picayune. – Таким образом я смогу совместить две профессии, которые мне очень нравятся: юриспруденцию и преподавание». Она воплотила этот план в жизнь во всем, кроме одного пункта: в том же интервью она говорила, что рассчитывает жить в родном штате.

В группу «Люди хвалы» входят в основном лютеране, англикане, методисты, пятидесятники и внеконфессиональные христиане / People of Praise

Кто такие «Люди хвалы»

В 1971 г. 29 человек в штате Индиана, многие из которых были связаны с Университетом Нотр-Дам, основали религиозную группу «Люди хвалы». Сделано это было на волне реформаторского движения «Католическое харизматическое обновление» (около 1700 членов в 22 городах США, Канады и странах Карибского бассейна, сказано на сайте движения).
Группа «Люди хвалы» управляет миссионерскими организациями и тремя средними школами в Индиане, Вирджинии и Миннесоте. В нее входят лютеране, англикане, методисты, пятидесятники и христиане, не относящиеся к какой-либо конфессии, но большинство составляют католики. Ее участники обычно в воскресенье посещают службы в католическом храме, а во второй половине дня встречаются между собой.
Лидер группы Крейг Лент рассказывал журналу Slate, что они не только молятся вместе, но также поддерживают друг друга во всем и даже стараются жить рядом. Например, не состоящие в браке могут выбирать – жить с родителями или в одном доме с другими одиночками того же пола. На нужды группы верующие жертвуют 5% своего дохода. У каждого члена «Людей хвалы» есть духовный наставник того же пола, с которым они советуются по важным вопросам. Еще со времен основания группы женщин-наставниц называли «служанками». Но после выхода в 2017 г. сериала «Рассказ служанки» по антиутопии Маргарет Этвуд 1985 г. из-за неприятных ассоциаций с порабощением женщин их пришлось переименовать: теперь они называются «женщины-лидеры». 

Барретт работала в аппарате двух известных консервативных судей. Сначала в команде Лоуренса Зильбермана из Апелляционного суда США по округу Колумбия, а потом – Антонина Скалиа, судьи Верховного суда.

В 1999 г. она перешла в частный сектор. Сначала год проработала в престижном судебном бутике в Вашингтоне Miller, Cassidy, Larroca & Lewin, затем еще год – в техасской фирме Baker Botts: тогда она и помогала команде Буша отбиваться от Гора.

Следующий шагом стало построение академической карьеры. Барретт вела юридические курсы в Университете Джорджа Вашингтона и Университете Вирджинии, а в 2002 г. вернулась в alma mater, на юридический факультет Университета Нотр-Дам. Там она проработала полтора десятилетия и дважды получила звание «Заслуженный профессор года» (в 2010 и 2016 гг.), прежде чем в ее жизни произошел крутой поворот. В 2017 г. президент Трамп назначил Барретт судьей Апелляционного суда седьмого округа США.

Судья – часть системы

Джесси Барретт – федеральный прокурор в северном округе Индианы. «В начале нашего брака я представляла, что мы будем вести домашнее хозяйство как партнеры. Но в итоге Джесси делает гораздо больше, чем должен, – цитирует Эми Барретт журнал Newsweek. – К моему огорчению, я недавно узнала за ужином, что мои дети считают его лучшим поваром, чем я. Пару десятков лет Джесси каждое утро спрашивает, что он может для меня сделать сегодня. И хотя я почти всегда говорю «ничего», он все же находит способы помочь мне. Не потому, что у него много свободного времени <...> А потому, что он великолепный муж и мне очень повезло».

На супругов Барретт сильное впечатление оказали два знакомства: с молодой парой, которая усыновила ребенка с особыми потребностями, а затем с другой семьей, усыновившей ребенка из России. В результате они не только завели пятерых своих детей (самый младший страдает синдромом Дауна), но и взяли двоих приемных с Гаити – Джона и Вивиан. Джона они усыновили в трехлетнем возрасте после разрушительного землетрясения на Гаити в 2010 г., Вивиан – когда ей был год и два месяца.

Вивиан и двух родных дочерей Барретт привела с собой в сенат на слушания по утверждению ее кандидатуры на пост судьи Апелляционного суда седьмого округа США в 2017 г. Барретт рассказала парламентариям: когда она удочерила Вивиан, малышка весила всего 11 фунтов (5 кг) и была больна – врачи сказали, что она никогда не будет ходить и нормально говорить. Во время визита в сенат Вивиан исполнилось 13 лет и, как уверяла Барретт, девочка стала звездой легкой атлетики и любит поболтать.

К разочарованию сенаторов, Барретт на слушаниях смогла вспомнить лишь несколько дел, над которыми работала после университета. Среди них не было ни одной апелляции. Фактически сенаторы должны были судить о Барретт по ее словам на слушаниях и по научным трудам. Сенатор от Калифорнии Дайэнн Файнстайн была против креатуры Трампа – и именно благодаря ее противодействию о Барретт узнала вся страна, пишет Politico.

Файнстайн решила разыграть карту религиозных воззрений – не помешает ли вера судить беспристрастно? Барретт не скрывала, что она убежденная католичка. Файнстайн цитировала статью 1998 г., написанную Барретт в соавторстве с профессором права Университета Нотр-Дам, а к моменту слушаний – президентом Католического университета Америки Джоном Гарви.

Статья называлась «Католические судьи в делах о смертной казни». В статье приводилась история судьи Уильяма Бреннана, который на вопрос о конфликте между верой и обязанностями судьи ответил, что будет руководствоваться присягой судьи, конституцией и законами США. Барретт и Гарви прокомментировали, что они не поддерживают эту позицию как надлежащий ответ католического судьи в отношении смертной казни или абортов (кстати, в статье церковные запреты на эвтаназию и аборты упоминались как те, которые ни под каким предлогом нельзя нарушать). Также Барретт и Гарви писали, что католические судьи в некоторых случаях должны отказываться от рассмотрения дел о смертной казни.

Барретт ответила Файнстайн: «Мои убеждения не будут иметь никакого отношения к исполнению обязанностей судьи». Она объяснила, что, когда преподавала в университете, видела свою роль в том, чтобы стоять вне системы и побуждать студентов задумываться, как же эта система устроена, что в ней хорошо, а что нет. «Иногда это было связано с критикой системы, – продолжала Барретт. – Судья, напротив, действует в рамках системы, его обязанность – применять закон в том виде, в каком он существует». В результате этой стычки Барретт стала героиней в религиознных консервативных кругах.

Масла в огонь подлила организация по защите прав ЛГБТ Lambda Legal Defense and Education Fund, написавшая открытое письмо сенаторам США, когда Барретт назначали в окружной апелляционный суд. Организация возражала против утверждения Барретт и напоминала, что Барретт выступала с речью перед членами Alliance Defending Freedom – НКО, выступающей против расширения прав ЛГБТ. Среди прочего в той речи Барретт назвала брак «неразрывным обязательством между мужчиной и женщиной».

С другой стороны, в поддержку Барретт выступили студенты и преподаватели Университета Нотр-Дам. За сутки 450 бывших учеников Барретт и 49 ее коллег подписали письмо, что она обладает высочайшей квалификацией. Журналистам они рассказывали, что опасаются создания одномерного образа Барретт, сфокусированного на ее религиозных убеждениях. Они уверяли, что не было ни единого случая, чтобы ее вера влияла на преподавание или толкование права.

Как судила Барретт

После слушаний в сенате по кандидатуре Барретт, но еще до того, как сенаторы должны были проголосовать за ее кандидатуру, газета The New York Times выпустила статью, в которой рассказывалось, что Барретт состоит в религиозной группе «Люди хвалы» (которая, кстати, не допускает для женщин возможности занимать руководящие должности). К ней также принадлежат ее муж, мать и отец. Отец Барретт в 2010 г. занял довольно высокий пост в общине: он отвечает за ее работу в южных штатах. Община описывалась как «небольшая сплоченная группа христиан».

Ее члены клянутся всемерно служить друг другу независимо от типа потребности: духовной, материальной или финансовой. Также они обращаются к своему духовному наставнику за советами во всем – от семьи до финансов. Наконец, группа не раскрывает имена своих членов. Все это заставило газету задаться вопросом, а сможет ли Барретт сохранить беспристрастность, если в деле будет замешан кто-то из ее единоверцев? Это не помешало сенаторам в октябре 2017 г. проголосовать за утверждение Барретт (55 против 43) судьей Апелляционного суда седьмого округа США.

А в ноябре того же года Трамп опубликовал обновленный список потенциальных кандидатов в Верховный суд. Один из них должен был заменить судью Верховного суда Антонина Скалиа, скончавшегося в 2016 г. Список был составлен в алфавитном порядке, первой в нем шла Барретт. Но Трамп не стал выдвигать ее на место Скалиа. Когда в июне 2018 г. другой верховный судья, Энтони Кеннеди, объявил о выходе на пенсию, Барретт оказалась в тройке вероятных преемников – и снова Трамп выбрал другого кандидата. И вот сейчас у нее наконец-то есть реальный шанс войти в состав Верховного суда.

Противники Барретт и сейчас обеспокоены, не скажутся ли религиозные убеждения на ее решениях. Например, она критически отзывалась о решении Верховного суда 1973 г. по делу Роу против Уэйда, которое легализовало аборты по всей стране (а вот Гинзбург всегда ратовала за свободу выбора для женщины). Более того, Барретт, как и Скалиа, – судья-текстуалист, т. е. предпочитает толковать закон, исходя из его понимания в то время, когда он был написан, рассказывается в блоге Scotusblog, посвященном деятельности Верховного суда.

В одной из своих статей Барретт обсуждала принцип прецедентного права – stare decisi. Барретт сравнивала его с тиражированием ошибки, допущенной однажды в бухгалтерской книге. Правда, не упоминала при этом дело Роу против Уэйда.

С другой стороны, рассмотренные Барретт дела по абортам не позволяют однозначно судить о ее пристрастности или беспристрастности. Она высказывалась за закон штата Индиана, запрещающий аборты на основании расовой или гендерной принадлежности будущего ребенка или при патологиях плода. Главный довод в пользу такого решения – опасения, что будущие родители используют аборт в евгенических целях. Но в то же время Барретт поддержала постановление мэрии Чикаго, запрещающее активистам sidewalk counselors («уличные советчики») заводить разговоры с женщинами около клиник, чтобы отговорить их от аборта.

Среди других важных для американцев вопросов интернет-издание BuzzFeed отмечает позицию Барретт относительно права владения оружием. Верховный суд рассматривал дело человека, осужденного на один год и один день тюремного заключения за мошенничество. Из-за этого ему запретили владеть оружием. Аргументация была такова: совершившие не очень тяжкие преступления люди нередко допускают потом более серьезные нарушения закона. Барретт же посчитала это слишком вольным обращением со второй поправкой к конституции 1789 г. (вступила в силу в 1791 г., входит в «Билль о правах»), гарантирующей право граждан на ношение и хранение оружия.

Еще Барретт продемонстрировала поддержку политики Трампа по вопросу о грин-картах. В июне 2020 г. она высказалась против решения окружного суда Северного округа Иллинойса, запретившего администрации Трампа отказывать негражданам в получении грин-карты, если сразу после этого им придется выделять государственную помощь.

Если Барретт быстро получит пост верховного судьи, возможно, ей придется разбираться в таком значимом для американцев вопросе, как право федеральных и местных властей расширять применение заочного голосования из-за пандемии коронавируса. Но сомнений относительно шансов Барретт получить назначение очень много. Во-первых, Гинзбург перед смертью завещала, чтобы ее преемника назначил президент, которого изберут в этом году. Во-вторых, если республиканцы проголосуют за кандидата, который считается симпатизирующим их лагерю, это будет верхом лицемерия и может быть использовано против них в политической борьбе. Уже был прецедент, когда после кончины судьи Антонина Скалиа перед выборами 2016 г. республиканцы заблокировали попытку Барака Обамы назначить преемника до выборов.

А что касается влияния веры на судейские решения, рассуждает газета The Washington Post, то первых евреев – кандидатов в судьи Верховного суда тоже замучили подозрениями, не скажется ли их религия на беспристрастности...