Стало известно, кого из руководителей Думы чаще упоминают СМИ

Многих депутатов активнее упоминают местные, а не федеральные медиа
Пресс-служба Госдумы

Как показали данные исследования компании «Медиалогия» (проведенного для «Ведомостей»), не все представители руководства Госдумы за год до выборов равномерно присутствуют в федеральных и региональных СМИ.

Высшее руководство

Лидер по упоминаниям – спикер Вячеслав Володин («Единая Россия»): 37 888 в федеральных СМИ и 45 130 – в региональных. Володин избирался в Госдуму в 2016 г. во главе региональной группы по Волгоградской, Пензенской, Саратовской и Тамбовской областям. Почти половина упоминаний в местных СМИ (19 749) с 1 января 2020 г. пришлась именно на его родную Саратовскую область. Источники «Ведомостей» говорили, что пока окончательно не решен вопрос, пойдет Володин по списку, возглавив региональную группу, или по одномандатному округу в области.

От Володина сильно отстают другие думские функционеры. Первый вице-спикер единоросс Александр Жуков, который избрался по списку от региональной группы в Сибири, активнее упоминается федеральными СМИ (2618 раз), а регион, в котором про него чаще всего говорят (всего – 2407 раз), – Новосибирская область (327). Первый зампред Госдумы и первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников избрался в Думу по федеральной части списка КПРФ, в региональных СМИ он упоминается 1306 раз (больше всего – в Питере: 57 раз), в федеральных – 772.

Медийные среди равных

Наиболее медийная из вице-спикеров – единоросс Ирина Яровая. Она упоминается 5784 раза в федеральных СМИ и 4945 – в региональных, а больше всего – в СМИ Камчатки (720), от которой она избиралась во главе региональной группы. Экс-губернатор Воронежской области вице-спикер Алексей Гордеев чаще упоминается в региональных СМИ (3762 раза, 1279 – в Воронежской области), а не в федеральных (2650). Петр Толстой – это федеральный спикер (3358 упоминаний), хотя местные СМИ про него тоже пишут (1743 раза) – прежде всего московские (298): он был избран от одномандатного округа в столице. Политолог Константин Калачев отмечает, что депутаты, которые надеются на переизбрание, увеличили присутствие на территории. Списки будущих кандидатов «с опорой на уже зарекомендовавших себя депутатов» готовят губернаторы, говорит он, а значит, подконтрольные СМИ включают зеленый свет.

Экс-сопредседателя Общероссийского народного фронта Ольгу Тимофееву чаще упоминают не в федеральных, а в региональных СМИ (1311 раз), 845 упоминаний приходится на Ставрополье, от которого она избрана по списку. Активно пишут о вице-спикере от ЛДПР Игоре Лебедеве (3458 раз в региональных медиа и 2552 – в федеральных), который избирается в общефедеральной части партийного списка. Меньше всего из думского начальства упоминают эсера Игоря Ананских: 351 раз в федеральных и 229 в региональных – прежде всего это Ленобласть (53).

Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Корниенко говорит, что любое место в бюллетене – это вопрос серьезных внутрипартийных договоренностей и встает вопрос: «Тебя выдвигает партия, потому что видит твою работу на территории и в тебе – кандидата с большим потенциалом? Или ты начинаешь работать на территории, потому что ты так или иначе договорился в партии? Понятно, никто не хочет вкладывать личный и материальный ресурс, если нет никаких гарантий». «Если мы говорим о конкурентных выборах, кандидаты на любых уровнях уже должны начать активную работу на территориях», – говорит депутат.

Имя за счет инициатив

Упоминание в СМИ – это косвенный индикатор активности депутата, но не всегда единственный, указывает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Публикации могут быть вокруг скандалов или экстремальных инициатив». Региональные СМИ могут по-разному отражаться в данных «Медиалогии», говорит эксперт. Упоминаемость – это косвенный индикатор желания депутата избраться от региона, говорит Виноградов, он не учитывает внутрипартийных конкурентов и отношения с региональными властями. К тому же не все депутаты намерены продолжать карьеру.

Из глав комитетов в 2020 г. самым популярным в СМИ стал председатель комитета по госстроительству единоросс Павел Крашенинников – сопредседатель рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию. Его упоминают федеральные (14 677) и региональные (11 204) СМИ – в частности, в Свердловской области (1338), от которой он избран по списку. Глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн, избравшийся по округу в Самарской области, упоминается местными СМИ 2841 раз (всего – 12 877). В четверке самых медийных глав комитетов оказались глава комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов, который избирался в федеральной части списка ЛДПР, и эсер, глава комитета по финрынку Анатолий Аксаков. Из 5408 его упоминаний в региональных СМИ 2049 приходятся на Чувашию – он был избран там по округу без конкуренции со стороны единороссов.

Не обо всех главах комитетов местные СМИ пишут так много: к примеру, 357 из 2697 упоминаний главы комитета по охране здоровья Дмитрия Миронова региональными СМИ приходятся на Москву, где он избрался по округу.

Глава экспертного совета «Единой России» Константин Костин ранее говорил, что партии для выдвижения кандидата важно и его присутствие в медиа, и его оценка населением, а также региональными властями. В некоторых регионах отделения «Единой России» разрабатывают свои KPI к региональным выборам. В Петербурге по инициативе спикера заксобрания и лидера отделения Вячеслава Макарова начали оценивать депутатов заксобрания, сказал собеседник в «Единой России»: баллы начисляются каждому депутату за встречи с избирателями, цитируемость в СМИ и активность в соцсетях, пояснил источник в отделении партии. По внутрипартийной директиве ежемесячно число подписчиков страниц депутатов во «В контакте» и Instagram необходимо увеличивать на 100 человек. Глава исполкома Владимир Носов сказал «Ведомостям», что не знает, будут ли результаты рейтинга учитываться при составлении списков кандидатов на выборы в заксобрание в сентябре 2021 г.

В подготовке статьи участвовал Святослав Афонькин, Санкт-Петербург