Александр Лукашенко обещает принять новую конституцию Белоруссии в 2022 году

Но это может не означать досрочных выборов президента
Andrei Stasevich / Pool Photo via AP

Референдум по новой конституции Белоруссии может состоятся «как минимум» в начале 2020 г., заявил 11 февраля белорусский президент, выступая на VI Всебелорусском народном собрании – собираемом раз в пять лет форуме чиновников, депутатов всех уровней и общественности.

В новой конституции, по словам Лукашенко, будут перераспределены властные полномочия, поскольку нынешние президентские полномочия «тяжелы для одного человека», однако, как это будет сделано, он не сказал. Лукашенко выступил и за развитие партийной системы – в Белоруссии подавляющее большинство депутатов парламента беспартийные. Однако и тут он призвал не торопиться и не упрощать правила регистрации партий. Условиями своего ухода с должности президента, если на выборах победят «не те», он назвал отсутствие протестов и полную безопасность делегатов собрания, т. е. своих сторонников.

После выборов президента Белоруссии в августе 2020 г., на которых Лукашенко, по официальным данным, набрал более 80%, в стране начались протесты. Занявшая официально 2-е место кандидат в президенты Светлана Тихановская и другие оппозиционеры ведут борьбу с режимом Лукашенко, опираясь на поддержку стран ЕС. К настоящему времени жестко подавляемые протесты утратили массовый характер, который они имели в конце лета и осенью 2020 г.

В России ждут визита Лукашенко, но о темах, которые будут на повестке дня этого мероприятия, пока преждевременно говорить, заявил 11 февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на вопрос, планируется ли дать Белоруссии новый кредит на сумму $3 млрд.

Как отмечает ведущий эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич, принятие новой конституции вовсе не означает досрочных президентских выборов в Белоруссии.

«Можно предположить, что конституцию примут в 2022 г., а вступит в действие она уже в 2025 г., когда закончится текущее президентство Лукашенко», – полагает Карбалевич, замечая, что в новой конституции полномочия главы государства, вероятно, действительно будут ослаблены.

При этом эксперт считает, что на следующих президентских выборах Лукашенко уже не будет баллотироваться. С другой стороны, Лукашенко не дал четкого ответа о статусе президента после истечения его полномочий. Карбалевич обращает внимание на фразу, прозвучавшую из его уст: «В какой роли будет выступать нынешний президент, когда уйдет от власти, время покажет».

Лукашенко, по мнению эксперта, «предлагает придать Всебелорусскому народному собранию конституционный статус и сделать его неким непонятным органом народного представительства». В таком случае, отмечает Карбалевич, собрание будет выполнять роль страховки во время переходного периода. В отношении же самого Лукашенко можно предположить, что он будет руководить собранием и оставаться у власти, но уже в новом статусе. «Это схема, похожая на ту, что провернул в Казахстане Нурсултан Назарбаев», – полагает эксперт.