Эксперты фонда «Петербургская политика» представили три сценария выборов в Госдуму

Какой из сценариев – «План «Крепость», «Ветер перемен» или «Ускользающее большинство» – будет реализован, пока не ясно
Андрей Гордеев / Ведомости

Представленные экспертами фонда «Петербургская политика» сценарии выборов в Госдуму спроектированы в зависимости от того, какой результат на выборах получит «Единая Россия», как будут действовать силовики и станут ли протесты фоном для выборов или сохранится апатия, в которой люди пребывали почти весь прошлый год. Соответствующие варианты приводятся в их докладе «Выборы в новую или старую Госдуму. Динамика против инерции: что страшнее?».

Возможности

Первый сценарий эксперты назвали «План «Крепость». Он предполагает, что в ходе наращивания силового давления и демонстрации тотальной поддержки власти все стороны убедятся в невозможности каких-либо изменений через выборы.

Это означает снижение любой активности и запрет на допуск до выборов партий и кандидатов, что, в свою очередь, грозит конфликтами по поводу подсчета голосов и стимулирует недовольство. На вероятность такого сценария указывают результаты голосования по поправкам к Конституции. При таком варианте явка, как прогнозируют эксперты, может составить 40–45%, а результат «Единой России» дойдет до 55–60% – партия получит конституционное большинство. Главный вопрос, определяющий успешность этого сценария, – настанет ли разочарование в возможности влияния на власть как через выборы, так и через протесты. А среди главных рисков – интерпретация результатов выборов, в том числе и обвинения в их нелегитимности.

Согласно второму сценарию, названному «Ветер перемен», «Единая Россия» получает 45% по спискам и простое большинство в Госдуме – 260 мандатов. В ходе кампании в рамках этого сценария растут ожидания от новых партийных проектов, расширяется объем допустимой критики. В нижнюю палату парламента в этом варианте может пройти до пяти партий. Этот сценарий дает возможности «выпуска пара» – с учетом того, что отсутствие у «Единой России» конституционного большинства не несет в себе угрозы. Однако при таком сценарии риском может быть выход процесса из-под контроля, считают в фонде.

Наконец, согласно третьему сценарию – «Ускользающее большинство» – давление на участников выборов снижается. У такого сценария есть два варианта.

При первом «Единая Россия» получает простое большинство за счет победы во многих одномандатных округах, однако у нее возникают проблемы с результатами в Москве, Санкт-Петербурге и на других территориях с негативной повесткой. При втором «Единая Россия» получает меньше 225 мандатов и сталкивается в Думе с необходимостью формировать коалицию. При этом сценарии довольны все, пишут эксперты: протестное движение заявляет об успехах и рекордно низких показателях партии власти, а реальная расстановка сил в Госдуме позволяет власти контролировать парламент. Однако вероятность такого сценария ниже первых двух.

«Я бы осторожно относился к возможности первого сценария. Безусловно, его логика сейчас манифестируется – это репрессивный тренд, приравнивание деятельности оппозиции к работе против России и т. п. Но против него работают скромные рейтинги власти и риски дальнейшего размывания легитимности, – говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. – К тому же события 2021 г. показали, что протест никуда не исчез, а приближение выборов может стать точкой его активизации по сценарию Мосгордумы-2019».

При этом у власти есть запас прочности для реализации всех трех сценариев, поскольку контроль за оппозиционными проектами значителен, добавляет Виноградов. «Второй сценарий в этой логике выглядит рациональным, вопрос в том, есть ли шансы его деликатно провести, не свалившись в третий», – заключает он.

Выбранный путь

Предложенные сценарии не нужно рассматривать догматически, какие-то части их всех будут реализованы, считает руководитель Фонда развития гражданского общества, координатор экспертного совета «Единой России» Константин Костин. По его словам, на старте кампании, к маю 2021 г., рейтинги власти могут снизиться – выход из карантина в новую постковидную реальность сначала окажет негативное влияние на социальное самочувствие, т. е. можно говорить о сценарии «ускользающего большинства».

«Но по ходу кампании рейтинги стабилизируются и будет реализовываться второй сценарий. При этом 45% по спискам за «Единую Россию» при 45%-ной явке вполне может дать конституционное большинство партии власти. «Единая Россия» возьмет не менее 185–190 округов. А в докладе конституционное большинство рассматривается только в первом сценарии», – говорит Костин.

Вполне вероятно также, что в последние три недели будет реализовываться первый сценарий, когда все начнут работать на мобилизацию и получение конституционного большинства «Единой Россией», продолжает эксперт. При этом риск протестов на выборах он считает незначительным: «Если не будет небывалых демонстративных нарушений или большие социальные группы не увидят ущемлений своих прав, то заметных протестов не будет, все ограничится традиционными выступлениями с понятной географией и численностью».

Власть всегда считала, что нужен выхлоп недовольства для не представленных в парламенте групп населения и для тех, кто настроен протестовать, говорит политолог Александр Кынев: «Для этого периодически создавались управляемые проекты, хотя этот процесс почти никогда не доводился до конца, поскольку проекты либо ослаблялись, либо уничтожались. В 2007 г.

«Справедливую Россию» воспринимали чуть ли не как вторую партию большинства, а сейчас это микропартия в Госдуме. Были «Правое дело» и «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, которые исчезли». Так происходило, поскольку на первый план всегда выходили страхи, считает Кынев: «Каждый конкретный исполнитель в регионе будет бояться за результат.

Поэтому всегда будет реализовываться первый сценарий. Чтобы сценарий был другой, администраторы должны взять за него ответственность, а этого никто не хочет делать». О том, что, по его мнению, выборы пойдут по первому сценарию, свидетельствует то, что губернаторы возглавят не только списки «Единой России» на выборах, но и региональные отделения, считает Кынев: «Это означает, что губернаторы лично внутри вертикали должны будут отвечать за результат». Второй сценарий с 45%-ным результатом для «Единой России» Кынев называет «приличным», однако, чтобы он был реализован, по его мнению, нужно отменить трехдневное голосование, «бить по рукам исполнителей на местах» и не ставить губернаторов во главе списков партии власти.