Иордания заявила о предотвращении государственного переворота

Под домашний арест заключили бывшего наследного принца, критиковавшего режим
Иордания заявила о предотвращении государственного переворота/ АР

Властям Иордании якобы удалось предотвратить государственный переворот. Как сообщила газета The Washington Post (WP), 3 апреля было арестовано около 20 человек, среди них член королевской семьи Шериф Хасан бен Заид и бывший советник правящего короля Абдаллы II, экс-министр финансов Басем Авадалла.

По заявлению иорданского официального агентства Petra, аресты были проведены «по соображениям безопасности». Под домашним арестом оказался и бывший наследный принц Хамза бен Хусейн. Запись сделанного им видеообращения британской вещательной компании BBC передал адвокат принца. Ранее иорданские власти опровергали информацию о его аресте. Сам принц связывает заключение под стражу со своей политической деятельностью. В своем обращении он обвинил иорданские власти в коррупции, некомпетентности и нарушении свободы слова.

4 апреля принцу Хамзе, по сообщению WP, предъявили обвинение в попытках дестабилизировать обстановку в королевстве с иностранной помощью. Вице-премьер Иордании Айман аль-Сафади заявил, что действия по «подрыву стабильности» провалились, а король Абдалла II намерен лично обсудить происшедшее с заключенным под стражу принцем.

Предполагаемый иорданскими властями «заговор» не вызвал отклика ни внутри страны, ни за ее пределами. Армия осталась на стороне Абдаллы II – 4 апреля начальник генштаба королевских вооруженных сил Юсуф аль-Хунейти заявил, что военные поддерживают монарха. За день до этого руководитель пресс-службы госдепартамента США Нед Прайс назвал короля Абдаллу II «ключевым партнером» и заявил о его поддержке. С одобрением решений короля выступила и Саудовская Аравия. Также в поддержку Абдаллы II выступили ОАЭ, Египет, Бахрейн и Ливан. Министр обороны Израиля Бенни Ганц заявил 4 апреля, что Израиль заинтересован в «сильной, процветающей Иордании».

Иордания была одной из немногих стран арабского мира, не занимавших откровенно враждебную позицию по отношению к Израилю. Королевство стало вторым после Египта арабским государством, установившим с ним дипотношения еще в 1994 г. при короле Хусейне, отце правящего монарха Абдаллы II и арестованного принца Хамзы. Последний был наследным принцем Иордании с 1999 по 2004 г. Сейчас наследником престола является сын Абдаллы II Хусейн.

Как отмечает востоковед Александра Аппельберг, происходящее вряд ли можно назвать переворотом. На стороне предполагаемых мятежников не выступили ни армия, ни силовики, поэтому куда вероятнее, что аресты высших государственных лиц являются эпизодом внутренней борьбы за власть. По мнению Аппельберг, также не стоит всерьез думать об иностранном вмешательстве в дела Иордании. Ситуация свидетельствует о вставших перед королевством проблемах, в первую очередь экономических. «Нестабильная экономическая ситуация только усугубилась из-за пандемии COVID-19, королевство очень зависит от внешней помощи, в частности от МВФ», – поясняет эксперт.

Уровень бедности и безработицы также высок, а более 2,5 млн беженцев, сирийских и палестинских, только усугубляют и без того нелегкое положение Иордании. Так что слова принца Хамзы о коррумпированности режима во многом отражают мнение части населения и даже некоторых королевских особ. Сам принц – популярная в Иордании фигура, он имеет репутацию благочестивого человека. К тому же принц поддерживает хорошие отношения с главами кланов, которые, несмотря на лояльность короне, все чаще критикуют действия правительства, резюмирует эксперт.