Боевики «Талибана» быстро захватывают все новые районы Афганистана

Но в военных мерах со стороны России нет необходимости
Талибы стремительно продвигаются и окружают все новые и новые города Афганистана / WAKIL KOHSAR / AFP

Боевики движения «Талибан» (запрещено в России) заняли в Афганистане с начала мая более 50 из 370 районов (административная единица уровнем ниже провинции), заявила 22 июня спецпредставитель ООН Дебора Лайонс. По ее словам, начатый в мае после решения президента США Джо Байдена вывод американских войск и их союзников дал «сейсмический толчок» наступлению талибов, сообщает Reuters. Байден объявил ранее о планах по выводу войск до 11 сентября – 20-летней годовщины терактов в США, которые и привели к вводу американских войск в Афганистан.

В соцсетях талибы распространили видео выхода на границу с Таджикистаном по реке Пяндж недалеко от одного из крупнейших афгано-таджикских пограничных переходов Нижний Пяндж (название со стороны Таджикистана). Ситуация в Афганистане обсуждалась в ходе визита в Душанбе секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, который участвовал в регулярной встрече секретарей советов безопасности стран Шанхайской организации сотрудничества, писал «Интерфакс».

Судя по сообщениям из Афганистана, силы талибов окружают крупные города и готовятся их взять уже в скором времени, говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. При этом темпы распада афганской армии, которую более десятилетия интенсивно тренировали США и их союзники по НАТО, похоже, превосходят такие темпы у армии просоветского режима Мохаммада Наджибуллы, который смог продержаться примерно три года после вывода советских войск в 1989 г., напоминает Мураховский.

Уход войск западной коалиции побуждает представителей многочисленных этнических меньшинств в Афганистане браться за оружие, чтобы защитить себя от возможной агрессии талибов. Как сообщает газета The New York Times (NYT), в стране уже действуют вооруженные отряды из хазарейцев-шиитов, которых талибы-сунниты считают еретиками. А этнические вооруженные формирования таджиков и узбеков, пишет NYT, и не распускались с 2001 г., когда в Афганистан вошли войска США и их союзников. Лидеры таких формирований опасаются, что после ухода американских солдат и неудачи переговоров официального афганского правительства с талибами последние после захвата провинциальных центров возьмут в осаду Кабул.

Ожидать от «Талибана» немедленной военной агрессии в направлении российского военного союзника по Организации Договора о коллективной безопасности Таджикистана или дружественного Узбекистана даже в случае его победы в Афганистане не стоит, полагает Мураховский. Хотя можно ожидать, что их эмиссары начнут идеологическую работу на территории этих стран, именно об открытой агрессии говорить преждевременно, продолжает он. Соответственно, говорить о необходимости каких-то немедленных мер военного характера со стороны России сейчас нет оснований, отмечает эксперт.

Ученый секретарь Института США и Канады Андрей Евсеенко согласен, что вероятность вторжения талибов в Таджикистан крайне мала. «Таких перспектив нет, талибам нужен уверенный тыл в Афганистане. А официальное правительство не обязательно быстро падет», – считает Евсеенко. Эксперт отмечает, что, хотя режимом президента Ашрафа Гани довольны далеко не все жители Афганистана, сейчас наблюдается «антиталибская консолидация» в стране. К тому же сами талибы очень ценят свою пуштунскую идентичность, они «зациклены на Афганистане», поясняет Евсеенко. Если от кого-то и стоит ожидать вылазок на север, то от местного филиала ИГИЛ (запрещена в России) под названием «Вилаят Хорасан». Эти приверженцы джихадизма могут позволить себе более агрессивные действия за пределами Афганистана, нежели талибы, резюмирует эксперт.