Россию и Китай позвали на встречу министров «семерки» по Афганистану

На встречи G7 Москву не звали с 2014 г., но они ей не слишком нужны
Robyn Beck / AFP

Россия, Китай и ряд других стран будут приглашены на посвященную ситуации в Афганистане встречу министров иностранных дел стран «семерки» (G7), которая состоится в формате видеоконференции. Об этом 5 сентября сообщил в интервью телеканалу NHK министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги. По его словам, встреча может пройти 8 сентября.

«Партнеры демонстрируют несистемный подход. Мы получали два дня назад сигналы от Берлина и Парижа относительно некоей встречи, но речи о «семерке» не шло. Затем последовало заявление Токио уже в контексте «семерки». Все это происходит на фоне разнокалиберных заявлений «семерки» по России и то неучастию, то участию в формате», – заявила 5 сентября официальный представитель МИД России Мария Захарова. «Налицо отсутствие у партнеров четкого понимания, чего же они хотят от себя и окружающего мира», – подчеркнула она.

Представителей России не приглашают на мероприятия в рамках G7 c момента присоединения Крыма к России в 2014 г., хотя ранее она участвовала во встречах на высшем уровне и ряде других форматов с этим объединением, которое даже называлось до 2014 г. G8. В состав G7 входят ведущие западные страны: США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Представители Кремля и МИД России после 2014 г. неоднократно заявляли, что не заинтересованы в возвращении к прежним форматам отношений с G7.

Как отмечает научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин, попытка привлечь Россию к решению афганских проблем логична и закономерна. «У России хороший опыт в Афганистане, у нее достаточно авторитетные позиции на Ближнем Востоке, где она зарекомендовала себя с лучшей стороны», – поясняет Кошкин. Вместе с тем налицо неспособность Запада справиться с кризисом в Афганистане без помощи Москвы. По словам эксперта, после ухода американских войск в Афганистане так и остались «авгиевы конюшни террористических группировок», победить которые Западу так и не удалось. Поэтому, считает Кошкин, Россия, Китай и западные государства в Афганистане имеют точки соприкосновений и будут сотрудничать, но исключительно из прагматичных соображений. Более того, по мнению эксперта, сотрудничество необходимо: «отстаивать свои интересы в Афганистане единолично нереально ни для России, ни для Китая».

Россия и Китай будут играть большую роль в постамериканском Афганистане, это очевидно Западу, уверен эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Максим Сучков. Для России приоритетом будет безопасность ее южных границ, в то время как Китай больше заботят положение дел в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и экономическая выгода от участия Афганистана в инициативе

«Один пояс, один путь». «У западных коллег есть намерение понять пределы российского и китайского участия в делах региона», – поясняет Сучков. Однако наряду с этим Запад пытается перераспределить ответственность за ситуацию в Афганистане. Как отмечает эксперт, США после ухода войск не потеряют интереса к региону, но «большую ношу за происходящее нести не смогут». В то же время Москва и Пекин могут решать свои дела в Афганистане через Шанхайскую организацию сотрудничества или посредством двусторонних переговоров, и помощь Запада обеим странам здесь без надобности. Именно поэтому Россия, скорее всего, продемонстрирует не слишком высокий интерес к инициативе G7 привлечь ее к обсуждению проблем Афганистана, подытоживает эксперт РСМД.

По словам бывшего сотрудника российских спецслужб, ожидать какого-то долгосрочного и глубокого сотрудничества России и западных стран в отношении управляемого талибами Афганистана не стоит из-за нехватки доверия. Но, по его мнению, возможны определенный обмен информацией и координация гуманитарных операций. В конце концов, России и США удалось договориться о доступе в подконтрольный на тот момент военным США аэропорт Кабула самолетов ВКС России для эвакуации граждан России и ее союзников, напоминает собеседник «Ведомостей».