Как гвинейский спецназ встряхнул алюминиевый рынок

И как Мамади Думбуя собирается управлять «маленькой и очень бедной страной»
CELLOU BINANI / AFP

Мало кто из российских СМИ не процитировал прогноз основателя UC Rusal Олега Дерипаски, что из-за случившегося 5 сентября в Гвинее путча «рынок алюминия может серьезно встряхнуть», поскольку 20% мирового производства алюминия использует бокситы «из этой маленькой и очень бедной страны». У самой UC Rusal на Гвинею приходится порядка 40% добычи бокситов компании (данные отчета UC Rusal за 2020 г.), там у компании находится боксито-глиноземный комплекс Friguia. А у Китая на гвинейские бокситы приходится половина импорта этого сырья, сообщает Bloomberg. И хотя новостей о перебоях с поставками на момент подписания номера в печать не поступало, рынок нервно отреагировал на смену власти в «маленькой и очень бедной» африканской стране.

6 сентября акции UC Rusal отреагировали на рост цен на алюминий. На Гонконгской бирже котировки выросли до $6,97 с $6,09 на закрытии предыдущих торгов (в пятницу, 3 сентября), на Московской бирже начали расти чуть позже, но и там 8 сентября давали 66,75 руб. за акцию, тогда как 6 сентября – 61,575 руб.

Цены на алюминий выросли до максимума с мая 2011 г., на LME цена трехмесячного фьючерса на алюминий 8 сентября достигла $2759 за 1 т.

Виновник беспокойства на рынке – бывший капрал иностранного легиона, а в последние годы командир гвинейского спецназа полковник Мамади Думбуя, возглавивший государственный переворот в Гвинее.

Возвращение капрала

41-летний Думбуя – человек образованный. Он родился 4 марта 1980 г. в районе Канкан – там же, где свергнутый им президент Альфа Конде. Гвинея – бывшая французская колония. Если семья может себе это позволить, детей посылают на учебу во Францию. Думбуя – магистр парижского Университета Пантеон-Ассас, где изучал менеджмент по программе для оборонной промышленности. Кроме того, у него за плечами Парижская военная школа, израильская Международная академии безопасности (ISA), сенегальская Школа применения пехоты (EAI), габонская Школа подготовки штабных офицеров Либревиля (EEML). Он руководил рядом операций в Афганистане, передает France 24. Также известно, что он воевал в Кот-д’Ивуаре, Джибути и ЦАР и занимался организацией личной охраны высокопоставленных лиц в Израиле, Великобритании и на Кипре. За границей он нашел и жену – его избранницей стала белая женщина, офицер французской жандармерии, пишет интернет-издание Seneweb. У пары трое детей.

В 2018 г. Думбуя, старшего капрала иностранного легиона, президент Конде вызвал на родину и предложил сформировать и возглавить спецназ – Groupement des force Spéciales (GPS). «Полковник Думбуя способен выявлять и устранять опасные ситуации, сохраняя спокойствие перед лицом враждебной среды и чрезвычайного давления, – характеризовала его пресс-служба минобороны Гвинеи, отвечая турецкому агентству Anadolu. – Он приспосабливается и импровизирует в любой ситуации, требующей самоконтроля, оценки рисков и быстрого принятия решений».

Осенью того же года о Думбуя заговорила вся страна – когда на параде в честь Дня независимости 2 октября публика впервые увидела новое армейское подразделение: спецназ в балаклавах и черных очках с автоматами Калашникова в руках эффектно промаршировал перед трибунами.

В феврале 2019 г. Думбуя послали как официального представителя Гвинеи на учения Flintlock-2019 в Буркина-Фасо. Их ежегодно проводят США по программе подготовки вооруженных сил Союза африканских государств (Гана, Гвинея, Мали). От соседней с Гвинеей Мали был прислан наблюдателем полковник Ассими Гоита. Они с Думбуя весьма дружны, отмечает Deutsche Welle. А через год с небольшим, 18 августа 2020 г., Гоита возглавил государственный переворот в Мали. После этого телеканал France 24 поинтересовался у президента Гвинеи Конде, не боится ли он повторить судьбу соседа. В ответ Конде заявил, что в его стране в отличие от Мали царит стабильность. «В Гвинее никогда не было ни восстаний, ни гражданской войны, ни военного переворота», – добавил Конде, заставив всех, кто хоть слегка знаком с историей Гвинеи, недоуменно поднять брови.

Формально Думбуя возглавил GPS, чтобы бороться с терроризмом, пишет угандийский журнал The Independent. Фактически же его задачей как раз было не допустить свержения президента. Одновременно с созданием GPS Конде провел чистку в рядах гвинейской президентской гвардии, которой, похоже, не совсем доверял. «Думаю, [Конде] хотел иметь в своем распоряжении [GPS как] инструмент для репрессивных миссий», – говорил радио RFI директор Центра анализа и стратегических исследований в Гвинее Мамади Алиу Барри.

Думбуя и его бойцы поначалу оправдывали надежды президента. Думбуя оказался среди 25 гвинейских чиновников, которым ЕС пригрозил санкциями из-за нарушений прав человека: по данным RFI, его спецназовцы использовались для разгона демонстраций, во время которых погибли десятки человек. Сложно сказать, почему Думбуя решился на госпереворот. Deutsche Welle рассказывает, что у него начались трения с министром обороны Гвинеи Мохамедом Диане. Думбуя якобы хотел добиться автономности своего спецназа и не желал подчиняться министру. В мае этого года даже ходили слухи, что Думбуя вот-вот окажется в отставке или даже в тюрьме. Масла в огонь подливало то, что Думбуя по-прежнему поддерживал хорошие отношения с Гоита, свергнувшим законного президента, комментировал France 24. Газета Le Figaro выдвигает такую версию: Думбуя наконец-то решили арестовать, а он в ответ начал путч.

Место для президента

В воскресенье, 5 сентября, столица Гвинеи Конакри проснулась от выстрелов. «Ничего не ясно, кроме того, что мы имеем дело с попыткой госпереворота», – заявил один из западных дипломатов Le Figaro. По иронии судьбы предпринял эту попытку спецназ GPS, а противостояла ему, если верить сообщениям минобороны, президентская гвардия. Военные чиновники даже успели выпустить пресс-релиз, что «президентская гвардия при поддержке сил обороны и безопасности сдержала угрозу и отбросила группу повстанцев», которые «посеяли страх и нарушили покой людей на окраине президентского дворца».

Активы UC Rusal в Гвинее

Компания бокситов Киндии. Ведет разработку одного из крупнейших бокситовых месторождений в мире. Обеспечивает около 25% от общего объема бокситов, добытых предприятиями компании. Мощность – 3,5 млн т бокситов в год.

Боксито-глиноземный комплекс Friguia. Комплекс по добыче бокситов и производству глинозема, имеющий собственную железнодорожную сеть общей протяженностью 160 км. Мощность – 600 000 т глинозема и 2,1 млн т бокситов в год.

Крупнейшее в мире месторождением бокситов Диан-Диан. UC Rusal начал экспорт бокситов с месторождения Диан-Диан в июне 2018 г. Мощность – 3 млн т бокситов в год.

Однако в WhatsApp уже ходил ролик, в котором растерянный президент Конде сидит на диване босой в джинсах и потрепанной рубашке, а с ним рядом позируют спецназовцы GPS. Выходящий во Франции журнал Jeune Afrique писал, что, хотя в столице была слышна артиллерийская стрельба, серьезного сопротивления бойцы GPS не встретили и взяли Конде практически без боя. Думбуя объявил о захвате власти, а позже появился в эфире гостелевидения в красном берете, темных очках и с флагом Гвинеи, наброшенным на плечи. «Мы больше не собираемся доверять политику одному человеку – мы доверим ее народу. Было много напрасных смертей, много травм, много слез», – заявил он. По его словам, действие конституции приостанавливается, пока не будет написан новый основной закон страны, губернаторы и префекты заменяются военными, а страной временно будет руководить Национальный комитет сплочения и развития (CNRD) с Думбуя во главе. В конце он поэтически призвал: «Гвинея прекрасна, нам больше не нужно ее насиловать. Нам просто нужно заняться с ней любовью».

На вопросы о судьбе Конде он уклончиво отвечал: «Президент с нами, он в безопасном месте». У армии не было иного выхода, объяснял Думбуя свои действия и цитировал Джерри Ролингса, в 1979 г. свергнувшего правительство Ганы: «Если народ угнетен элитой, армия должна дать людям свободу». Он говорил о коррупции, нарушении прав человека и развале экономики при президенте Конде. «Если вы посмотрите на состояние наших дорог, на состояние наших больниц, вы поймете, что через 62 года [после объявления независимости в 1958 г.] пора просыпаться», – заявил он.

Думбуя пообещал, что никакой охоты на ведьм против функционеров прежнего режима не будет, и попытался успокоить инвесторов. Новые власти будут выполнять все взятые государством обязательства перед горнодобывающими компаниями, так что Думбуя попросил их не останавливать работу, передает France 24.

Как президент обнулил сроки

Экономическая ситуация в стране не главная претензия к бывшему президенту Конде. Была надежда, что он, как старый оппозиционер, победивший на первых демократических выборах в Гвинее, после второго срока мирно уйдет. Вместо этого Конде попытался задержаться у власти. И это, как передает France 24, сделало восстание или госпереворот практически неизбежными.

Конде родился в 1938 г. в Гвинее, а в 15 лет уехал учиться во Францию. Там он и остался преподавать право в Сорбонне. Он был активным участником студенческого союза FEANF, боровшегося за освобождение африканских колоний. Когда в 1958 г. Гвинея получила независимость, Конде поначалу поддерживал первого президента страны Секу Туре. Но позже выступил против концентрации власти в одних руках. В 1963 г. он возглавил FEANF и стал бороться уже против режима Туре, за что в 1970 г. был заочно приговорен к смертной казни: якобы он отправлял на родину вооруженных диверсантов.

В 1984 г. Туре умер, к власти пришел другой авторитарный лидер, Лансан Конте. Однако в 1990 г. он объявил о демократических преобразованиях, и через год Конде осмелился вернуться в Гвинею. Конде даже баллотировался в президенты в 1993 и 1998 гг. Похоже, Конте счел Конде серьезным соперником. Через два дня после последних выборов Конде был арестован и почти два года провел за решеткой. Суд начался только в 2000 г., Конде приговорили к пяти годам за подстрекательство к мятежу и убийству президента. Через год под давлением международного сообщества его помиловали при условии отказа от политической деятельности. Конде снова уехал за границу.

Правление президента Конте окончилось только с его смертью в декабре 2008 г. Власть захватили военные под руководством капитана Мусы Дадиса Камара. Его президентство окончилось покушением на него в декабре 2009 г. Камару перевезли в госпиталь в Марокко. Он выжил, но решил не возвращаться в Гвинею. Год власть была у переходного правительства. Затем на первых демократических выборах в 2010 г. Конде был избран президентом.

Гвинейская Республика

Государство в Западной Африке

Площадь – 245 900 кв. км.
Население (2020 г.) – 13,97 млн чел.
Инфляция (2020 г.) – 10,6%.
Безработица (2020 г.) – 4,35%.
ВВП (2020 г.) – $15,5 млрд.
Прямые иностранные инвестиции (2019 г.) – $0,04 млрд.
Внешняя торговля (2020 г.):
экспорт – $8,3 млрд,
импорт – $5,8 млрд.
Запасы и ресурсы полезных ископаемых (2020 г.):
железная руда – 19,9 млрд т,
бокситы – 40,1 млрд т,
золото – 637,4 т,
алмазы – 17 млн каратов.

Конде заявлял, что унаследовал не государство, а страну, а государство уже построил сам. Самой важной своей реформой он называл военную: «Прежде каждый день на улицах были танки <...> солдаты садились в такси со своими автоматами Калашникова, они грабили людей. А сегодня армия в казармах и люди ей доверяют» (цитата по AFP).

Другим своим достижением Конде считал то, что добыча полезных ископаемых при нем бурно развивалась, а доходы от нее, как он утверждал, доставались народу. Однако серьезный удар по имиджу Конде нанес его сын Мохамед (сейчас ему 40 лет). Как советник президента он не раз ездил во Францию, где вел роскошный образ жизни. Как раз под президентские выборы 2015 г. этим заинтересовались французские правоохранители. Они заподозрили, что сын президента гулял на деньги французских горнодобывающих компаний, работавших в Гвинее, которым нужны преференции от его отца. Расследование ничем не кончилось, а Конде в 2015 г. был переизбран на второй срок. Как едко замечала французская газета Libération, очень вовремя за три недели до выборов была запущена ГЭС «Калета». «В последние недели в Конакри почти не было отключений электроэнергии!» – перечислял Конде свои достижениями жителям страны (по данным Всемирного банка, доступ к электричеству был только у 26% гвинейцев).

«У Конде аллергия на критику и нежелание вступать в контакт с оппозицией», – отмечал Дуду Сидибе, профессор политологии в Университете Густава Эйфеля, в интервью France 24. «Конде правит эгоистично, ибо верит, что он-то знает, что нужно стране», – говорил Libération старший аналитик Международной кризисной группы в Дакаре Винсан Фуше.

В конституции Гвинеи было установлено два пятилетних президентских срока, но Конде не захотел уходить. В марте прошлого года в ходе общенародного референдума была принята новая конституция. Важнейшее изменение – президент стал избираться на шесть лет. Новый основной закон обнулил прежние сроки Конде – в октябре он снова участвовал в выборах и снова стал президентом. И голосование за конституцию, и президентские выборы проходили на фоне обвинений в фальсификациях и массовых протестов, во время которых были убиты десятки митингующих.

За несколько дней до выборов Конде гневно отверг обвинения в организации «конституционного переворота» в интервью France 24: «Это удивительно, что меня, боровшегося [за демократию] в течение 45 лет, могут считать антидемократическим диктатором!»

Посол России в Гвинее Александр Брегадзе поддержал выдвижение Конде на третий срок. Еще в начале 2019 г. он заявил, что «конституция – это не догма, Библия или Коран» и «нужно адаптировать конституцию к реальности, а не реальность к конституции». Дело было на церемонии с участием Конде по случаю Нового года, которая транслировалась по телевидению. Позже Брегадзе стал официальным представителем UC Rusal» в Гвинее.

С чем столкнутся новые власти

По данным Национального института статистики Гвинеи, в горном хребте Симанду на юго-востоке страны находится одно из крупнейших неосвоенных месторождений железной руды в мире, содержащее более 8,6 млрд т руды со средним содержанием железа 65%. Его открыли около 30 лет назад, но из-за неудобного расположения разработка все время откладывается.

Гвинея обладает крупнейшими в мире запасами бокситов и в 2017 г. стала крупнейшим их поставщиком в Китай, потеснив Австралию. Страна также обладает богатыми месторождениями золота и алмазов. Ее называют «водонапорной башней» Западной Африки из-за обильных запасов пресной воды. Конде начал амбициозную программу строительства ГЭС, и, как ожидается, финансируемая Китаем ГЭС «Суапити» полностью удовлетворит потребности Гвинеи в электроэнергии.

Пандемия привела к увеличению бюджетного дефицита. В 2019 г. он составлял 0,5% ВВП, а в прошлом году – 3,1%. В этом году ожидалось, что благодаря рационализации государственных расходов, сокращению субсидий на тарифы на электроэнергию, увеличению добычи ископаемых и повышению налоговых сборов он сократится до 2,5%, а в следующем – до 2,3%, сообщает Африканский банк развития. Однако политическая нестабильность может этому помешать. Внешний долг Гвинеи в 2019 г. составлял 36,5% ВВП, внутренний – 53%. В прошлом году он оценивался в 40,2 и 60% соответственно.

Экономика Гвинеи оказалась устойчивой перед глобальной пандемией. По оценке Африканского банка развития, реальный ВВП в прошлом году вырос на 5,2%, это лишь немногим меньше 5,6% в 2019 г. и заметно больше прогнозировавшихся в начале пандемии 1,4%. Объясняется этот рост в основном увеличением добычи полезных ископаемых, в первую очередь бокситов, на 18,4% в 2020 г. (в 2019 г. рост составил 8%). Однако рост в секторах, не связанных с полезными ископаемыми, замедлился с 5,1% в 2019 г. до 2,5% в прошлом году. Надо учитывать, что 84% населения страны занято в сельском хозяйстве.

Всего за время правления Конде ВВП увеличился более чем вдвое – почти до $15,5 млрд. Ожидается, что он вырастет на 5,6% в этом году и на 5,1% в 2022 г. Однако ВВП на душу населения, по данным Всемирного банка, $1194 в год, по классификации банка Гвинея относится к группе стран с низким подушевым уровнем дохода. Более 70% ее граждан живут менее чем на $3,2 в день, причем 36% граждан тратят меньше $1,9 в день.

Когда Конде пришел к власти в 2010 г. инфляция была 15,5% (данные Всемирного банка), в 2011 г. взлетела до 21,4%, но потом быстро снизилась. В ковидном 2020 году она составила 10,6%, а в 2019 г. была 9,5%.

Незадолго до свержения президент поднял ряд налогов, цены на топливо выросли на 20%, сообщал британский журнал The Economist.

Гвинейские блогеры в этом месяце подсчитали все обещания, которые официально давало правительство Конде, пишет американский журнал Barron’s. Всего их набралось 315 – выполнено 40.