Вузы договорились об обмене опытом для повышения качества образования

Предложения должны быть представлены Валерию Фалькову до конца 2021 года
Министр Валерий Фальков вместе с представителями университетов оценил плюсы и минусы работы вузов в пандемию / Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Представители 13 крупных российских вузов представили министру образования и науки Валерию Фалькову исследование, из которого следует, что переход на полностью дистанционный формат обучения негативно скажется на уровне образования и не найдет поддержки у студентов. В основу доклада легла работа исследовательских групп университетов, а также онлайн-опрос о том, как пандемия сказалась на обучении. Он проводился в три волны с 23 апреля по 18 июля среди 36 000 студентов (11% из них – иностранцы), 24 000 преподавателей и 800 родителей учащихся.

Плюсы и минусы пандемии

Во время пандемии ковида «качество образования катастрофически ухудшилось», констатировал руководитель Минобрнауки: поэтому полный переход на дистант невозможен, но допустим смешанный формат обучения. Среди респондентов по этому поводу также заметен скепсис: только 7% студентов считают, что наиболее качественное образование можно получить в полностью дистанционном формате. При этом половина учащихся отдают предпочтение именно гибридному формату, где сочетается онлайн и офлайн обучение, уточнил ректор ВШЭ Никита Анисимов.

Также критичным для поддержания качества образования в пандемию оказался уровень развития цифровой инфраструктуры, сказал Фальков. Ведущие вузы, которые уделяют внимание не только методикам преподавания, работе с кадрами, обновлению образовательных программ, но и цифровым сервисам, смогли сохранить качество образования в пандемию. Пандемия, как рентген, высветила все проблемы, которые есть в высшей школе, отметил Фальков.

Еще одним важным выводом доклада стала необходимость централизованной психологической поддержки студентов, отметил Фальков. Согласно данным исследования, 40% студентов не хватает личного общения с одногруппниками, а 30% – с преподавателями. При переходе на дистант наиболее уязвимыми оказались первокурсники и иностранцы, у которых еще не сформировалась культура тайм-менеджмента, отметил министр. Эти группы студентов больше остальных чувствовали изолированность из-за нехватки общения с коллективом, сказал он.

Выводы на будущее

Во время пандемии выявились плюсы – к примеру, вузы стали полноправными участниками рынка EdTech (рынок онлайн-образования), хотя традиционно считалось, что они медленные и неповоротливые, сказал ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

По мнению Анисимова, сейчас в России важно создать полноценную сеть исследовательских центров, которые смогут собирать и обобщать данные, накапливаемые университетами на созданных ими онлайн-платформах (создавались для отслеживания хода образовательного процесса), а также с их помощью делать прогнозы на будущее.

Анисимов привел в пример Международную обсерваторию трансформации высшего образования. Она объединяет восемь научных центров в семи странах мира, включая ВШЭ, и на международном уровне занимается изучением студенческого опыта, цифровизации образования, управления вузами как организациями, интернационализации высшего образования, сказал «Ведомостям» представитель университета.

В ВШЭ уже работает программа «Университетское партнерство», которая объединяет различные инициативы по обмену опытом, повышению связности научного и экспертного сообщества России и развитию потенциала коллективов и исследователей.

Общие инструменты

Представители вузов предложили министру образования и науки внедрить «национальную систему инструментов повышения качества высшего образования». Инициатива предполагает создание такого набора инструментов, которыми сможет воспользоваться любой университет, в том числе во время пандемии: это методики и лучшие практики вузов, уточнил «Ведомостям» представитель Томского государственного университета. По его словам, если вуз организовал удачный способ для получения обратной связи от студентов, другому университету уже не надо разрабатывать такой инструмент заново.

Такие инструменты по повышению качества высшего образования будут опираться на опыт ведущих зарубежных вузов Германии, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии и других стран. Представители российских вузов пришли к выводу, что главными методами обеспечения качества образования за рубежом являются регулярные самообследования образовательных программ с привлечением внешних экспертов, получение обратной связи от студентов и преподавателей, оценка вовлеченности учащихся в образовательный процесс и т. д.

Предлагаемая ректорами российских вузов инициатива будет содержать в себе и другие рекомендации – например, как эффективно взаимодействовать с потенциальными работодателями, рассказал Галажинский.

Фальков попросил ректоров вузов предоставить ему документ с конкретными предложениями до конца 2021 г.

Инициатива делиться практиками выглядит полезной, сказал «Ведомостям» сопредседатель профсоюзной организации «Университетская солидарность» Павел Кудюкин, но остается вопрос, насколько такая база лучших практик будет подробна и полна, а также и насколько охотно вузы будут делиться своими наработками: «Это капитал, который можно коммерциализировать».