Россия предлагает Турции космодромы

Самым перспективным был бы проект на базе «Морского старта»
Реджеп Эрдоган (на фото) также заявил о том, что в ходе переговоров с Путиным обсуждалась поставка второго комплекта (полка) зенитно-ракетных систем С-400/ Владимир Смирнов / РИА Новости

В ходе переговоров между российским и турецким президентами в Сочи 29 сентября российский президент Владимир Путин дал понять, что у него есть многообещающие предложения Турции по развитию ее космической программы. «Есть гораздо более продвинутое предложение по космическим исследованиям [кроме запуска турецкого космонавта]. Это предложение создать платформы на суше и на море и запускать оттуда ракеты», – заявил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган 30 сентября на брифинге для турецких СМИ после визита в Россию. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков более осторожно оценил перспективы сотрудничества двух стран в космосе. Лидеры «упоминали сотрудничество в космосе, возможность подготовки турецкого космонавта и т. д., об этом тоже заводил речь президент Путин», сообщил Песков. Представитель «Роскосмоса» воздержался от комментариев.

Турция воспринимает себя не просто как один из полюсов многополярного мира, но и как лидера исламского мира, говорит научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. Поэтому многие решения Анкары продиктованы этим направлением внешней политики, как, например, намерение создать собственный космодром и расширить свое влияние в космосе, замечает Гаджиев. Амбициями Эрдоган может поделиться еще с десятью лидерами и их у него еще и останется больше, чем у них, продолжает эксперт, но есть оценки, что на все амбиции ресурсов у Турции нет.

По мнению члена-корреспондента Академии космонавтики Андрея Ионина, помочь Турции в реализации космических амбиций могли бы две страны. Первая из них – Украина, которая почему-то считает Турцию союзником и при этом сохраняет остаточный потенциал, который может помочь старту турецкой космической программы. Второй партнер – это Россия, особенно если проект будет продвигаться на высшем уровне президента России – тогда и «Роскосмос» должен будет приложить усилия для его реализации, продолжает Ионин. Турция – высокотехнологичная страна, прогресс турецкой оборонной промышленности показывает наличие серьезной инженерной базы для космической программы. Но строить космодром в Турции практически нереально, так как она со всех сторон окружена густонаселенными странами.

Расширение военного сотрудничества

Эрдоган заявил о том, что в ходе переговоров с Путиным обсуждалась поставка второго комплекта (полка) зенитно-ракетных систем С-400, а российская сторона предложила содействие в производстве авиадвигателей и боевых самолетов, а также сотрудничество в кораблестроении вплоть до подводных лодок. По словам научного сотрудника сектора Турции Института востоковедения РАН Амура Гаджиева, Эрдоган вовсе не лукавит, когда говорит о закупке второй партии С-400. По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, из всего вышеперечисленного помимо контракта на второй полк систем С-400 реалистична поставка авиадвигателей АЛ-31 для оснащения турецкого национального многофункционального истребителя. Возможна и сделка по поставке самолетов-амфибий Бе-200 в противопожарном исполнении, говорит Пухов. Сотрудничество же в сфере строительства подлодок вряд ли возможно – Турция уже строит по немецкой лицензии современные подлодки, напоминает эксперт.

Лучшим вариантом была бы морская платформа, которая уже есть: «Морской старт» (Sea Launch), сейчас принадлежит компании S7, говорит Ионин. Комплекс «Морской старт» ранее уже предлагался зарубежным партнерам – о диалоге с Бразилией по данному вопросу Дмитрий Рогозин (в то время вице-премьер) официально заявлял в 2014 г. Переговоры завершились безрезультатно.

Комплекс «Морской старт», сейчас базирующийся в порту Славянка вблизи Владивостока, позволяет выводить на орбиту спутники: командное судно с буксируемой платформой выходит в район экватора и оттуда осуществляет запуск. Лучше всего было бы под эгидой Турции привлечь к проекту инвесторов из богатых стран Персидского залива и где-то там и базировать платформу, говорит Ионин. В результате может появиться первый в мире исламский космодром, что соответствует амбициям турецкого президента, заключает Ионин.

У комплекса две проблемы. Запуски с него планировали осуществлять с помощью ракет «Зенит» (производились украинским предприятием «Южмаш» – с 2013 г. не выпускаются).

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в интервью радиостанции «Комсомольская правда» в июле 2020 г. обещал, что госкорпорация разработает ракету-носитель для запусков с Sea Launch на базе ракеты «Союз-5», она будет готова к 2023 г. «Наши специалисты Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры знают, как ее превратить в пусковую платформу в течение нескольких лет, рассчитали, сколько это стоит. Поэтому, конечно, мы сделаем для нее ракету в морской версии. Работа по ракете «Союз-5» развернута в Самаре, люди полны энтузиазма, они сделают ракету к 2023 г.», – сказал Рогозин 13 июля в интервью радиостанции. Во-вторых, в настоящее время плавучий космодром законсервирован. Стоимость восстановления Sea Lunch, по самым минимальным оценкам, составляет 35 млрд руб., такую сумму в 2020  г. называл вице-премьер Юрий Борисов. При этом для окупаемости платформы, по данным вице-премьера, необходимо было осуществлять 2–3 запуска в год, для прибыльной работы – пять. Летом 2020 г. «РИА Новости» со ссылкой на источник в «Росатоме» (он рассматривался как возможный покупатель «Морского старта») сообщило, что восстановление работоспособности платформы может составить 91 млрд руб. В S7 до сдачи номера не ответили на запрос «Ведомостей».