Россия перебросила к Украине достаточно войск для ее сдерживания

115 000 военных, о которых говорит Украина, не хватит для масштабной войны
Россия перебросила к Украине достаточно войск для ее сдерживания/ Сергей Фадеичев / ТАСС

Российское руководство оценивает как высокую вероятность начала масштабных боевых действий на Украине, сказал 2 декабря журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Киевский режим намерен использовать все имеющиеся возможности, включая силовые, для того чтобы посягнуть на российский регион [Крым]», – отметил Песков. При этом Песков в очередной раз напомнил, что Москва не является стороной конфликта в Донбассе, но украинское руководство «не исключает начала боевых действий против самопровозглашенных республик».

Одновременно 2 декабря ФСБ отчиталась о задержании в трех регионах, включая Крым, завербованных спецслужбами Украины украинских граждан, которые должны были собирать сведения о стратегических объектах и готовить теракты с помощью взрывных устройств. По словам источника, близкого к спецслужбам, задержание потенциальных диверсантов, находившихся под наблюдением, – стандартная практика действий спецслужб перед началом военного конфликта. Но в данном случае, по его мнению, о задержании агентов было объявлено, чтобы подкрепить заявления официальных лиц об угрозе на украинском направлении фактическими данными.

О переброске российских войск к границам Украины и возможном нападении на нее различные западные СМИ и официальные лица заявляют уже более месяца. Но, по словам источника, близкого к Минобороны России, во всех без исключения этих сообщениях не случайно не указывается точка отсчета, от которой можно было бы измерить усиление российской группировки, поскольку это не позволяет объективно оценить ситуацию. По словам собеседника «Ведомостей», если сравнивать с 2014 г., когда войск на границе с Украиной не было вообще, то произошло радикальное усиление российской группировки за счет развертывания новых соединений. Если сравнивать с апрелем 2021 г., когда была предыдущая «военная тревога» и обвинения в адрес Москвы в концентрации войск, то сейчас группировка меньше, продолжает он. Но этих сил достаточно, чтобы держать украинскую сторону в напряжении и отбить у нее мысль о масштабном наступлении в Донбассе, говорит источник, близкий к Минобороны.

Даже если верить последним данным минобороны Украины о том, что на границе развернуто 115 000 российских военнослужащих, этого совершенно недостаточно, чтобы начать «агрессию», в подготовке которой Москву обвиняют лидеры стран НАТО и Украины, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Дипломатам тем не менее пока не удается снизить напряженность. Положение на Украине обсуждалось и на встречах 1 и 2 декабря министра иностранных дел Сергея Лаврова с госсекретарем США Энтони Блинкеном в Стокгольме на саммите ОБСЕ, но о какой-то разрядке по их итогам говорить нельзя. Как пишет Reuters, Блинкен предупредил своего коллегу о «серьезных последствиях» в случае российского вторжения на Украину. Лавров, в свою очередь, подтвердил, что Москва готова к переговорам с Киевом и что российское руководство, в том числе президент Путин, не желает эскалации конфликта.

Ужесточение украинской и западной риторики – это ответ на агрессивные заявления со стороны России, считает координатор украинской группы «Европейский диалог» на Украине Георгий Чижов. Эскалация происходит в ответ на эскалацию, потому что Москва позволяет себе угрозы, а для односторонних уступок ей нет никаких поводов. С другой стороны, президенту Зеленскому в чем-то выгодно это ужесточение. Ему нужно показать, что он готов жестко отстаивать интересы Украины в Донбассе, поясняет Чижов. Вероятность силового столкновения в регионе сохраняется, равно как и интрига со стороны российского руководства, которое не раскрывает своих планов. При этом большую опасность вызывает возможная непреднамеренная эскалация конфликта, полагает эксперт. Ее вероятность будет оставаться высокой, если реальных дипломатических шагов по разрешению ситуации принято не будет.

Россия обеспокоена «военным освоением Украины» НАТО, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Этим, а также недовольством, как Украина исполняет свои обязательства по минским соглашениям, и объясняется резкая риторика Кремля. Украина, с другой стороны, действительно опасается военного вторжения и разочарована не особо активным участием США в украинских проблемах. Однако куда большую важность для Киева имеют внутриполитические причины, а именно – падение рейтинга Зеленского, уверен Кортунов. Воевать за Украину НАТО, разумеется, не будет и вероятность, что дело дойдет до применения оружия, невелика, считает эксперт. Однако иррациональную и непреднамеренную эскалацию конфликта тоже нельзя полностью исключить, говорит он.