Байден победил Трампа, но не победил трампизм

Раскол в США не преодолен
JIM WATSON, Angela Weiss / AFP

Республиканец Дональд Трамп стал первым президентом США, так и не признавшим своего проигрыша на выборах 2020 г. оппоненту, которым был демократ Джо Байден. По мнению Трампа, не подтвержденному ни одним судом, выборы были украдены демократами с помощью подтасовок при голосовании по почте и при подсчете бюллетеней. Эта теория воодушевила его сторонников, устроивших 6 января, незадолго до окончательного ухода Трампа из Белого дома, митинг в Вашингтоне, закончившийся взятием толпой здания Капитолия. В ответ на эти действия его сторонников Трампу аннулировали аккаунты в Twitter, посредством которого он в основном и управлял США во время своего президентства, и в других крупнейших соцсетях. Пошли разговоры о привлечении его к ответственности за штурм Капитолия.

Но Байдену так и не удалось в полной мере выполнить то, что он обещал сделать уже в 2021 г. Эпидемия коронавируса не побеждена. Триллионные пакеты для стимулирования восстановления американской экономики и реконструкции инфраструктуры США встретили серьезное сопротивление в конгрессе и окончательно не приняты, чему способствовал раскол в демократической партии между левым и умеренным крылом. В США бушует и все сильнее давит на рейтинг Байдена самая высокая за последние 40 лет инфляция – и все больше прогнозов, что это не кратковременный всплеск, а длительное явление. Зеленая повестка президента вызывает опасения у крупного бизнеса, связанного с ТЭКом и тяжелой промышленностью, говорит директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. Сами американцы видят, что Байден не обладает лидерскими качествами, замечает эксперт.

А трамписты после некоторого шока от событий 6 января быстро оправились. Сторонников Трампа в республиканской партии не убавилось, попытки умеренных республиканцев избавиться от его наследия провалились – потому что большинство «простого народного» республиканского электората по-прежнему верно эксцентричному миллиардеру. Также они в основном не верят в прививки от COVID, противятся усилению контроля за оружием, всем новейшим течениям в гендерной и расовой политике, а часто просто придерживаются разнообразных теорий заговора. Республиканская партия, ранее считавшаяся по преимуществу партией большого бизнеса, уже не может обойтись без этих избирателей, живущих главным образом в не имеющих выходов к морю континентальных штатах США, в основном в небольших городках. И потому партийный аппарат опасается бороться с Трампом.

Важную роль должны сыграть промежуточные выборы в конгресс в наступающем 2022 году. Если демократы утратят большинство, то Байден до выборов 2024 г. имеет все шансы стать «хромой уткой». Шансы демократов на победу в 2022 г. оставляют желать лучшего, уверен научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин. Левое крыло партии все активнее критикует президента. На выборах в конгресс Байдену придется ответить за внешнеполитические ошибки в Афганистане, а радикализм движения Black Lives Matter только отпугивает от демократов умеренных избирателей. Республиканцы сейчас куда более сплоченная сила, поэтому они вполне могут вернуть себе конгресс, полагает эксперт. Также вероятно и выдвижение Трампа в 2024 г. в президенты. Ряд республиканцев, признает Кошкин, скептически относятся к фигуре экс-президента, но другого такого же харизматичного лидера у партии просто нет.

Трамп еще сам не решил, будет ли он выдвигаться. Это зависит от двух факторов – «республиканского» и «демократического», считает Рогулев. Со стороны республиканцев решение Трампа зависит от того, будет ли выдвигаться в президенты нынешний популярный губернатор Флориды Рон Десантис. Второй фактор – выдвинут ли демократы Байдена, который сам заявляет, что будет выдвигаться, если позволит здоровье. При неблагоприятном развитии ситуации со здоровьем Байдена возникает вопрос, кто будет кандидатом от демократов. В последнее время появилась даже информация об активности уже участвовавшей в выборах Хиллари Клинтон, которая хочет убедить Камалу Харрис пойти к ней вице-президентом, продолжает Рогулев. Выдвижение Байдена может стать триггером как психологическим, так и чисто практическим для Трампа – с теряющим позиции президентом бывшему главе государства будет справиться гораздо легче, считает Рогулев.

Если влияние Трампа в партии сохранится на прежнем уровне и в 2024 г., то он, даже не выдвигаясь сам, сможет сыграть решающую роль в выборе партийного кандидата на пост президента. Вряд ли это то, чего ожидала основная часть американского политического класса после штурма Капитолия, когда казалось, что Трамп выброшен за свалку истории.

Но даже если с Трампом что-то случится или он сам выкинет какой-нибудь фокус, который его утопит окончательно в политическом отношении, проблема глубокой межпартийной поляризации в США и «культурной войны» никуда не уйдет. А значит, трампизм может оказаться более живучим, чем сам Трамп.