Войска ОДКБ могут быть выведены из Казахстана через 10 дней

Силы внутренней безопасности страны перестроят с учетом опыта России
Решение о вводе миротворческого контингента в Казахстан было принято ОДКБ по просьбе Токаева 6 января/ Минобороны России

О скором завершении миссии войск Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстане объявлено спустя пять дней после ее начала. Как заявил 10 января в мажилисе (парламенте) президент страны Касым-Жомарт Токаев, вывод сил ОДКБ начнется через два дня и займет не более 10 дней. Таким образом, миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане может продлиться немногим более двух недель. Президент подчеркнул, что обращение за военной помощью к ОДКБ было оправданным, так как в противном случае властям Казахстана угрожала потеря как минимум Алма-Аты.

Говоря о причинах событий, Токаев заявил, что «конспиративно шла подготовка конкретных исполнителей. [Но] Комитет национальной безопасности (КНБ, аналог российской ФСБ. – «Ведомости») как уполномоченный орган не смог и не захотел дать четкую оценку этой подрывной работе, не разглядел критической угрозы национальной безопасности». Еще в разгар протестов, в ночь на 6 января, Токаев снял с должности главу КНБ Казахстана Карима Масимова. 9 января его задержали по подозрению в госизмене, а сегодня, 11 января, арестовали. «В ряде городов руководители департаментов КНБ, несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой, покинули служебное здание, оставив там оружие и секретную документацию», – сказал Токаев. К этим городам относятся сама Алма-Ата, а также Актау, где начались протесты, и Талды-Курган, сообщил «Ведомостям» источник в спецслужбах.

Казахстанский президент также поручил «укрепить количественно и качественно национальную гвардию» страны (создана в 2014 г. на основе внутренних войск МВД, численность – 20 000 военнослужащих, по данным справочника Military Balance за 2020 г.), спецназ нацгвардии и МВД. «Предстоит сформировать ее новые подразделения в регионах и усилить действующие. Решить вопросы с транспортом и материально-техническим обеспечением. Увеличить численность подразделений специального назначения МВД и национальной гвардии», – сказал Токаев. В число мер по усилению правоохранителей также входит дооснащение их специальной техникой и спецтранспортом, а также увеличение зарплат. По словам источника в спецслужбах, речь идет во многом о повторении российского опыта. Для борьбы с бандподпольем на Северном Кавказе в 2000-е гг. были созданы отряды спецназначения внутренних войск МВД (теперь – Росгвардии). Они стали основной силой антитеррористических структур, куда также входят подразделения ФСБ и Минобороны.

Решение о вводе миротворческого контингента в Казахстан было принято ОДКБ по просьбе Токаева 6 января. Это произошло на третий день спровоцированных двукратным ростом цен на газомоторное топливо общенациональных протестов. К 5 января они переросли в вооруженные столкновения с жертвами среди мирных жителей и силовиков, захватами административных зданий, грабежами и погромами в Алма-Ате. К 9 января развертывание контингента ОДКБ в составе около 2000 человек и 250 единиц техники было завершено, одновременно обстановка в Алма-Ате стабилизировалась. Как ранее сообщали пресс-службы министерств обороны России, Киргизии и Белоруссии, российские военнослужащие охраняли аэропорт Алма-Аты, телевышку города и здание компании «Казахтелеком», киргизские военные – основную для снабжения города теплом и электроэнергией ТЭЦ-2, а белорусские – склад боеприпасов и аэродром минобороны Казахстана. Небольшая группа российских военных была переброшена на Байконур.

К 10 января КНБ Казахстана заявил о подавлении «очагов террористической угрозы» и освобождении всех административных объектов. Как сообщал Telegram-канал минздрава Казахстана, на который ссылалось, в частности, «РИА Новости», за время беспорядков погибло 164 человека, однако позже эта информация была удалена, и актуальных данных пока нет. Официально погибло не менее 17 силовиков и как минимум два ребенка. Экономический ущерб от беспорядков президент Токаев оценил в $2–3 млрд.

Реакция международного сообщества на ввод миротворцев появилась не сразу и в целом была сдержанной, за исключением США, которые, впрочем, также прямо не осудили операцию ОДКБ. Так, 10 января госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон просит «разъяснений» у Казахстана по поводу того, что казахстанские власти «оказались вынуждены обратиться в эту организацию, в которой главенствует Россия». Позже официальный представитель госдепа Нед Прайс пояснил слова Блинкена о желании США объяснений в связи с запросом Казахстана в ОДКБ тем, что, основываясь «на годах опыта», в Вашингтоне считают, что, «когда в твоем доме оказались русские, их бывает сложно заставить уйти». В МИД России осудили подобные сравнения. Представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано 10 января также заявил, что «мы видели слишком много примеров того, как трудно заставить уйти российские войска, когда их размещают за рубежом». Министр иностранных дел Китая Ван И 10 января во время телефонного разговора с российским коллегой Сергеем Лавровым «позитивно оценил принятые по линии ОДКБ меры в ответ на обращение руководства Казахстана в целях содействия нормализации обстановки в стране».

Самой главной задачей отправки войск была демонстрация того, что попытка усугубить конфликт в Казахстане не имеет перспектив ни для внутренних, ни для внешних сил, говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Кроме того, войска ОДКБ использовались для охраны особо важных объектов инфраструктуры и обороны, по мере стабилизации обстановки это теряет актуальность.

Затягивание операции ОДКБ могло нести риски, быстрый вывод войск позволяет им уйти с репутацией победителей, считает директор Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов. При этом благодаря операции ОДКБ запущен механизм координации и взаимодействия силовых структур России и Казахстана и это стало одним из факторов вывода сил ОДКБ, говорит эксперт. Быстрый вывод войск выбьет почву для разговоров об «оккупации» Казахстана, при этом основная угроза этой стране снята – после помощи ОДКБ силовые структуры страны в основном восстановили дееспособность и поняли, что надо подчиняться президенту Токаеву, говорит источник в спецслужбах.