Россия и НАТО поговорили в Брюсселе, но ни о чем не договорились

Но сами переговоры прошли в нормальной атмосфере
Заместитель министра обороны РФ Александр Фомин (слева), заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко (в центре) и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (справа) перед заседанием Совета Россия — НАТО в штаб-квартире альянса./ ТАСС

НАТО предложило России восстановить работу миссий в Москве и Брюсселе. Об этом на брифинге 12 января после заседания Совета Россия – НАТО сообщил генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. Но Россия пока не ответила на это предложение НАТО, сообщил ТАСС источник в МИД России.

По словам Столтенберга, разговор с российской стороной вышел «непростой», но его важность отрицать нельзя. Главными темами стали конфликт на Украине, военное напряжение вокруг ее границ и европейская безопасность в целом. Столтенберг заявил: «Это был позитивный сигнал, что члены НАТО и Россия собрались за одним столом и поговорили. Мы искали этой встречи два года (заседаний Совета Россия – НАТО не было в течение этого срока. – «Ведомости»)». Встреча в Брюсселе – вторая после переговоров США и России о европейской безопасности в Женеве 10 января. 13 января российские инициативы в этой сфере будут обсуждаться в Вене на встрече ОБСЕ.

Российская миссия при НАТО была закрыта 1 ноября 2021 г. решением МИД России в ответ на высылку 10 дипломатов, аккредитованных в представительстве при альянсе. При этом МИД в своем заявлении выразил мнение, что исправить отношения с НАТО не удастся.

Столтенберг отметил, что ключевое требование России – отказ от расширения НАТО на восток и запрет на вступление в альянс Украины и Грузии – не может быть удовлетворено, по крайней мере в формате прошедших переговоров. Альянс, подчеркнул Столтенберг, оставляет за каждой страной право самой принимать такие политические решения и на этом праве в принципе держится европейская безопасность.

При этом НАТО допускает продолжение диалога с Россией, но достичь прогресса можно будет только при уступках со стороны Москвы. Такими уступками, по словам Столтенберга, должно стать уважение Россией суверенитета своих соседей, военная деэскалация вокруг Украины, отказ от враждебных действий и демонстрации силы. Генсек альянса заявил, что было предложено составить расписание встреч, на которых будут обсуждаться конкретные предложения, в том числе по размещению наступательных ракетных систем в Европе. Россия, в свою очередь, заявила, что пока не готова согласовать такой календарь. Россия официально придерживается одностороннего моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе. «Это сложный, но необходимый диалог, и мы сделаем все, чтобы достичь политического прогресса», – подытожил Столтенберг.

Считать возобновление работы миссий прогрессом или нет, зависит от формата, в котором эти миссии будут работать, поясняет генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Говорить о победе, хоть и маленькой, можно будет, если представительства начнут конкретную работу по линии контактов военных. В таком случае деятельность миссий может быть плодотворной, полагает эксперт. Если же вновь открытые представительства будут просто обмениваться официальными позициями, которые всем хорошо известны, то это будет возвращение к статус-кво до закрытия миссий. Вряд ли такой сценарий будет устраивать Москву, считает Кортунов.

Одновременно c переговорами в Брюсселе издание The Washington Post (WP) сообщило, что администрация президента Джо Байдена поддержит инициативу сенаторов-демократов принять закон, который определит новые санкции против России. Затем законопроект был опубликован и на сайте сената США. Санкции будут вводиться в случае вторжения РФ на Украину или в ситуации, которую Байден расценит как «значительную военную эскалацию» Россией и ее «сателлитами» (имеются в виду ДНР и ЛНР), которая направлена на свержение правительства Украины.

Санкции включают в том числе и ограничения против ключевых российских государственных и частных банков. Под санкции должны попасть по выбору Байдена не менее трех из 12 финансовых институтов – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ.РФ, РФПИ, Московский кредитный банк, Альфа-банк, Россельхозбанк, банк «Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк, Транскапиталбанк. Также через 90 дней можно будет ввести санкции против структур, которые предоставляют аналоги международной платежной системы SWIFT. Операции с новыми выпусками российского госдолга на первичном и вторичном рынке, а также с долговыми бумагами минимум 10 российских госкомпаний будут запрещены.

Также новый пакет санкций предлагает ограничения в отношении высших российских военных и правительственных чиновников, включая президента Владимира Путина и других лидеров, ключевых банковских учреждений, российских компаний, предлагающих «безопасные системы обмена сообщениями, наподобие SWIFT, которые банки используют для обмена ключевой информацией с другими финансовыми учреждениями». Документ также включает положения, «способствующие укреплению безопасности Украины». Называя «Северный поток – 2» «инструментом пагубного влияния Российской Федерации», законопроект призывает США «рассмотреть все доступные и надлежащие меры» для обеспечения того, чтобы трубопровод никогда не был запущен в эксплуатацию.

Информация WP о возможных новых санкциях против России в случае возможного вторжения, скорее всего, является информационным сопровождением переговоров по линии США – Россия и НАТО – Россия, считает эксперт клуба «Валдай» Иван Тимофеев. Он напомнил, что за последние три года в конгрессе было предложено 368 законодательных инициатив по санкциям в отношении России, Китая и других стран, но из них лишь примерно 7–8% стали законами. Поэтому при появлении подобного законопроекта стоит учитывать, что он поименован как проект демократов, а проходят до статуса законов документы как минимум двухпартийные, однопартийные законопроекты реализуются крайне редко. Наконец, стоит учитывать специфику американской законодательной власти, напоминает Тимофеев: партии и отдельные конгрессмены нередко соперничают в плане законодательных инициатив для внутриполитических целей, создания информационной повестки.