Фейкам о Вооруженных силах нашли место в Уголовном кодексе

За изготовление или распространение дезинформации может грозить до 15 лет тюрьмы
Новая статья УК, как предполагается, будет состоять из трех частей. За создание или распространение фейков по части этой статьи можно будет получить до трех лет лишения свободы, сказал Пискарев (на фото)/ Владимир Федоренко / РИА Новости

Председатели комитетов Госдумы по безопасности Василий Пискарев и по обороне Андрей Картаполов внесли в нижнюю палату поправку, предусматривающую до 15 лет заключения за тиражирование фейков о действиях Вооруженных сил (ВС) России. Об этом журналистам заявил сам Пискарев. Специальной статьей 207.3 Уголовного кодекса (УК) депутаты хотят установить ответственность за распространение заведомо ложной информации о деятельности ВС во время «исполнения обязанности по защите мира и безопасности российских граждан и государства», отметил он.

Новая статья УК, как предполагается, будет состоять из трех частей. За создание или распространение фейков по части этой статьи можно будет получить до трех лет лишения свободы, сказал Пискарев. Более суровое наказание будет предусмотрено ч. 2 и 3. От 5 до 10 лет лишения свободы будет грозить в соответствии с ч. 2: такой срок можно будет получить при распространении или даже создании такой информации с использованием служебного положения, организованной группой, с использованием интернета «и иных возможностей для широкого распространения информации». Больший срок, до 15 лет лишения свободы, со слов Пискарева, будет грозить в соответствии с ч. 3 проектируемой статьи 207.3 УК. В частности, если придумавшее «фейковую информацию» лицо заранее знает, что информация повлечет «общественно-опасные последствия».

Вносить в Госдуму новый законопроект с поправками в УК по регламенту можно только с отзывами ВС и правительства. Депутаты Пискарев и Картаполов предложили новую статью УК ко второму чтению законопроекта, внесенного Госдуму еще в мае 2018 г. и тогда же принятого в первом чтении (это позволило не ждать отзывы ВС и Белого дома). Уже 3 марта отвечающий за УК комитет по госстроительству и законодательству может рекомендовать нижней палате 4 марта проголосовать за законопроект во втором, а затем и третьем тчении. Но не исключено, что верхняя планка наказания все же будет снижена, отметил источник на Охотном ряду.

4 марта

обе палаты российского парламента соберутся на внеочередные заседания – впервые после 22 февраля (в этот день Госдума и Совет Федерации ратифицировали договоры о дружбе с ДНР и ЛНР, а СФ дала согласие на использование Вооруженных сил России на Украине для защиты республик Донбасса). Теперь, как сообщил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков («Единая Россия»), палаты обсудят меры поддержки в условиях антироссийских санкций. Среди первоочередных задач он назвал сдерживание инфляции, поддержку курса рубля, фондового рынка, бизнеса, в первую очередь системообразующих предприятий. По его словам, нужно сократить давление на бизнес, развивать импортозамещение.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Юрий Синельщиков (КПРФ) отметил, что еще поправок не видел, а наказание в 15 лет лишения свободы оценил как «крутоватое». В законодательстве уже есть ст. 207.1 УК (публичное распространение заведомо ложной информации, представляющей угрозу жизни и безопасности граждан), которая предусматривает наказание до трех лет лишения свободы, и ст. 207.2 УК (публичное распространение заведомо ложной информации, повлекшей тяжкие последствия), предполагающее лишение свободы до пяти лет, отметил Синельщиков.

Но ими пользуются не часто. В 2020 г. по ст. 207.1 УК к ответственности привлекли пять человек, столько же дел прекратили, следует из статистики Судебного департамента ВС. Еще три дела было рассмотрено за первую половину 2021 г. Статья 207.2 не применялась судами.

Пискарев ранее анонсировал такие изменения в законодательство. По его словам, законопроект появился из-за «огромного количества фейков, дискредитирующих российские Вооруженные силы». Пискарев считает, что «идеологическая война по своим силам и значимости не менее разрушительна, чем война с оружием».

Адвокат Александр Мелешко вспоминает, что практика наказаний за распространение фейков вводилась в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса. Но наказание предложено более суровое, чем за насильственные преступления, отмечает он. Сложность такой нормы в том, что в «теории должно быть доказано, что человек заведомо знал, что распространяет фейк», говорит он, а на практике любая информация в зоне боевых действий из иностранных источников может «презюмировать недостоверной».

Для привлечения к уголовной ответственности по аналогичным преступлениям необходимо, чтобы действия представляли публичный характер и общественную опасность, говорит партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Дарья Константинова: «Кроме этого распространитель информации должен заведомо знать, что такие сведения действительности не соответствуют». По ее словам, уголовный закон обратной силы не имеет.