Стражей исламской революции могут исключить из террористов

Так для Вашингтона важна иранская нефть
КСИР является военно-политическим формированием, имеющим собственные сухопутные силы, флот, ВВС и промышленность/ AFP

США могут убрать Корпус стражей исламской революции (КСИР) из списка иностранных террористических организаций, сообщают издания Reuters и Axios со ссылкой на источники. По данным собеседника Reuters, это может быть сделано в обмен на некое обязательство Тегерана «сдерживать» часть своих элит, однако источник отметил, что Вашингтон пока не решил, в чем именно должна заключаться уступка Тегерана.

Источники Axios в израильском и американском правительствах уточняют, что такой уступкой должно быть «публичное обязательство Ирана по деэскалации в регионе». Иранцы активно действуют в трех локальных конфликтах: сирийском, ливанском и йеменском. При этом, сообщает Axios, в администрации Джо Байдена хотят оставить за собой право изменить решение, если они решат, что Тегеран не выполнил свое обещание. При этом в израильском правительстве озабочены тем, что Вашингтон не потребовал конкретных обязательств Тегерана не наносить удары по американцам и их союзникам на Ближнем Востоке.

Отмечается, что возможный вывод КСИРа из списка террористических организаций США не будет юридически связан с переговорами по возобновлению действия Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана (СВПД; «иранская ядерная сделка»), будучи оформлен отдельным соглашением.

В то же время, как поясняет научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев, на самом деле это тесно связано с успехом переговоров по перезаключению «ядерной сделки». Тегерану не к лицу поддерживать дипломатические переговоры с Вашингтоном по СВПД, в то время как важная часть иранского государства, которой является КСИР, признана им «террористической». При таких вводных контакты с США встречают сопротивление как элит, так и общества. Президент Ирана Ибрахим Раиси ставил условием возобновления СВПД отмену всех санкций, введенных при вышедшем из сделки в 2018 г. президенте Дональде Трампе, и под это определение подходит и статус КСИРа как «террористов», говорит эксперт.

КСИР является военно-политическим формированием, имеющим собственные сухопутные силы, флот, ВВС и промышленность. Он был внесен в ведущийся с 1997 г. список иностранных террористических организаций госдепартамента США в апреле 2019 г. Это стало первым случаем, когда Вашингтон внес в подобный регистр часть вооруженных сил другой страны. До этого американцы внесли десятки отдельных организаций и физлиц в санкционные списки, связанные с КСИРом.

Организации, попавшей в список террористических, американским или подпадающим под юрисдикцию США лицам запрещено предоставлять материальную поддержку, ресурсы, валюту, денежные инструменты, финансовые ценные бумаги и услуги, жилье, оборудование связи, объекты, оружие, опасные и взрывчатые вещества, персонал, транспорт и другие материальные активы.

Нахождение КСИРа в террористическом списке госдепартамента на самом деле является довольно болезненным для Ирана и с экономической точки зрения, учитывая глубокую интегрированность структуры и ее членов в жизнь страны, напоминает Маргоев. По некоторым оценкам, до 60% иранской экономики – как государственных, так и частных компаний – контролируется лицами, фондами и структурами, которые связаны с руководителями или структурами КСИРа, поясняет эксперт.

Нахождение КСИРа в террористическом списке фактически дает американским властям разрешение на использование военной силы, которая, в частности, была использована для ликвидации с помощью авиаудара ВВС США командира спецподразделения «Аль-Кудс» Касема Сулеймани в январе 2020 г. Если КСИР как часть иранской армии перестает быть для США террористической организацией, то военная атака на него уже имеет другие юридические рамки и становится casus belli, нападением на Иран и его вооруженные силы, отмечает Маргоев.

Снятие террористического статуса с КСИРа – это довольно рациональный шаг в сегодняшней глобальной стратегии США, нацеленной на успех СВПД, а также «сдерживание» и экономическое «удушение» России на фоне украинского кризиса, говорит заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Дмитрий Суслов. Санкции против КСИРа – это наследие политики «тотального» давления на Иран при Трампе, и от этого наследия Байдену будет легко отказаться в рамках «демонтажа» итогов действий предшественника и оппонента. Более того, судя по попавшим в СМИ данным, это будет представлено минимум как деэскалация и даже огромная «уступка» Ирана, который в обмен пообещает «сдерживание» или «сворачивание» им своей экспансии в «шиитском полумесяце» Сирии, Ливана и Ирака в обмен на в общем-то формальность со стороны США.

Суслов предположил, что послабления в отношении КСИРа наверняка вызовут сопротивление со стороны республиканцев, а также союзников США – Саудовской Аравии и монархий Персидского залива, считающих и КСИР, и возобновление «ядерной сделки» реальной угрозой своей безопасности. Но конечная цель администрации Байдена – высвобождение запасов сейчас находящейся под эмбарго иранской нефти. Объемы нефти, которые могут быть выброшены на рынок после снятия санкций с Ирана, оцениваются более чем в 2 млн барр. в день, ранее поясняла «Ведомостям» аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева.