Еврокомиссия объявила о новых санкциях против России

Часть и так уже действует, будучи введена не напрямую
Максим Стулов / Ведомости

Евросоюз намерен ввести в связи со спецоперацией на Украине пятый пакет санкций, полный запрет на транзакции четырех ключевых российских банков, включая ВТБ (еще три не раскрываются). Также предлагается запрет на заход российских судов в порты стран ЕС и использование автодорог союза российскими и белорусскими транспортными операторами. Кроме того, ЕС считает необходимым запрет экспорта в Россию некоторых типов машин и транспортного оборудования на сумму 10 млрд евро и запрет на импорт российского угля на 4 млрд евро, а других российских товаров – на 5,5 млрд евро. Об этом заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 5 апреля. Среди прочего запрету подлежит поставка «квантовых компьютеров и передовых полупроводников, а также чувствительной техники. Тем самым мы продолжим заставлять деградировать технологическую базу и промышленные мощности России», говорится в заявлении.

Российским компаниям также запретят участие в госзакупках в ЕС, им исключат любую финансовую поддержку. Поводом для этого перечня мер стали сообщения об убийствах мирных жителей в городе Буче и других пунктах под Киевом, в причастности к которым Украина, США и ряд европейских стран обвинили Россию. Москва категорически эти обвинения отрицает. «Любые обвинения в адрес российских военных не просто являются беспочвенными, а это хорошо срежиссированное шоу», – заявил 5 апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Санкции могут принять уже 6 апреля, заявил госсекретарь при МИД Франции Клеман Бон в эфире радиостанции RFI. На этот день мероприятий в рамках Европейского совета, связанных с Украиной, пока не анонсировано – ближайшая такая встреча на уровне глав МИД ЕС была запланирована на 11 апреля, следует из графика, опубликованного пресс-службой организации.

Ранее утром перед заявлением главы фон дер Ляйен, Reuters и The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники сообщали детали планируемых санкций, не указанные главой Еврокомиссии публично. Кроме угля, по сведениям собеседников изданий, будет запрещен импорт российских резины, древесины и химикатов. Под санкции, по данным WSJ, в частности, попадут экспортируемые Россией калийные удобрения, которые производят и в Белоруссии (в начале марта Брюссель решил расширить действующие с лета 2021 г. ограничения на белорусские удобрения и другую продукцию из-за «причастности» Минска к «российской агрессии»). По данным изданий, экспортировать в Россию запретят также оборудование, необходимое для производства СПГ, а также электрическое оборудование.

Источники Reuters и WSJ, комментируя запрет на использование портов и дорог ЕС, поясняли, что он не коснется судов и грузовиков, перевозящих газ, нефть, продовольствие и медикаменты. Говоря о банках, с которыми будет запрещено вести операции, собеседники изданий поясняли, что ранее эти финансовые организации отключили, как и ВТБ, от SWIFT. Персональные ограничения будут введены против «десятков» российских бизнесменов и политиков, а также членов их семей, конкретные имена в публикациях не назывались.

В дальнейшем, уже после введения этого пакета санкций, планируется рассмотреть также возможное введение тарифов на импорт российской нефти для снижения спроса и поэтапное введение нефтяного эмбарго. Пока официальные лица одной из ключевых стран ЕС – Германии публично заявляли о невозможности полного отказа от российской нефти и газа.

Источник Reuters в немецком правительстве сообщил, что Германия в целом готова поддержать эмбарго на российский уголь, если оно будет вводиться поэтапно. Публично суть более жестких санкций Еврокомиссия не раскрывала. По информации Financial Times, ограничения будут обсуждаться представителями ЕС в среду, 6 апреля.

По мере того как конфликт становится все более интенсивным и стороны ожесточаются, с европейской стороны все меньше надежды на конец спецоперации, говорит завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Очевидно, что в ЕС, со стороны лидеров которого в начальной фазе конфликта наблюдалась активная дипломатическая работа, имевшая надеждой некие договоренности в Стамбуле, теперь пришли к мнению, что спецоперация не закончится раньше чем через несколько недель или даже месяцев, продолжает Тимофеев.

Поэтому Евросоюз берет курс на то, чтобы стараться сильнее бить по российской экономике. Крайней мерой будет нефтегазовое эмбарго, есть возможность последовательного сведения к нулю все еще остающихся экономических контактов, дипломатической, политической, общественной, научной изоляции и мы к этому движемся, говорит Тимофеев.

Экспорт российского энергетического угля (без учета бурого угля) в 2021 г. составил 178,7 млн т, из них 66,8 млн т пришлось на Турцию и страны Европы (37%) при доле стран Восточной Азии в 52%, а всех прочих стран – 11%, следует из данных Федеральной таможенной службы, говорит эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Экспорт коксующегося угля в 2021 г. достиг 31,8 млн т: доля стран Европы составила лишь 13% (4,1 млн т), это меньше не только доли Восточной Азии (61%; 19,3 млн т), но и доли республик бывшего СССР, не считая Прибалтики, на которые пришлось 23% поставок за рубеж (7,2 млн при объеме экспорта во все прочие страны в 1,2 млн т). Доля Европы в суммарном экспорте угля в 2021 г. составила 34% (70,9 млн из 210,6 млн т), говорит Родионов.

По данным отчетностностей угольных компаний, у СУЭК, крупнейшей угольной компании России, на Европу приходятся порядка 10% всего экспорта, у «Распадской», одного из крупнейших производителей коксующегося угля в России, – порядка 6%.

В случае эмбарго на импорт угля в ЕС из России российским поставщикам будет технически невозможно полностью перенаправить экспорт из Европы в страны Восточной Азии из-за инфраструктурных ограничений, продолжает Родионов. Провозная способность Восточного полигона (Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль), использующегося для поставок не только угля, но и других экспортных грузов, достигла в 2021 г. 144 млн т. Увеличение провозной способности займет время: отметки в 180 млн т Восточный полигон достигнет к 2025 г. Поэтому сокращения добычи будет не избежать, если ЕС введет продолжительный (более одного-двух месяцев) запрет на импорт угля из России.

Доля России в суммарных морских поставках угля в Европу по итогам первых 10 месяцев 2021 г. достигла 38%, следует из данных Refinitiv (более поздних данных нет из-за ухода Refinitiv из России). Европейские потребители смогут заместить российские поставки за счет импорта из Индонезии, на долю которой в 2021 г. пришелся 41% глобального экспорта энергетического угля (против 18% у РФ), и Австралии, доля которой в мировом экспорте коксующегося угля в прошлом году достигла 53% (против 12% у РФ, согласно данным Международного энергетического агентства), продолжает Родионов. Правда, в таком случае увеличится логистическое плечо, а с ним и стоимость транспортировки.

Европейские цены на уголь в начале марта приблизились к отметке в $500 за тонну. Для сравнения: большую часть 2020 г. они находились ниже $50 за тонну. К сегодняшнему дню цены скорректировались до $290 за тонну. Эмбарго на российский уголь закрепит их на этом уровне на неопределенный период, считает Родионов.

Источник одной из российских угольных компаний сообщил «Ведомостям», что в условиях санкционного давления российские угольщики стремятся переориентировать экспорт из Европы преимущественно в Юго-Восточную Азию. По его словам, перспективы для этого есть, так как часть объемов других поставщиков пойдет в Европу на замену российского угля, а возможности быстро увеличить добычу в мире ограничены.

Представитель Минтранса России отказался отвечать на вопрос «Ведомостей», какая будет реакция российской стороны, если введут санкции против транспортных компаний. «Ведомостям» не удалось направить запрос в белорусский минтранс, так как официальные ресурсы ведомства (сайт и электронная почта) недоступны.

Российские автоперевозчики уже с начала марта сталкивались с масштабными проблемами при работе в Европе, в связи с чем ряд российских заказчиков вынуждены были при перевозках из Европы привлекать перевозчиков из стран ЕС, стоимость услуг которых выше в 2–3 раза, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас эта ситуация закрепляется, но с учетом введенных против России новых санкций, связанных с поставками оборудования и отказа от импорта ряда потребительских товаров компаниями, которые ограничивают операции в России, грузовые перевозки между Россией и ЕС критически сократятся, говорит эксперт.

Источник в российской судоходной компании рассказал «Ведомостям», что морские перевозки в ЕС судами под российским флагом уже и так свернуты. «В Европу возили в основном грузы на морских контейнерных линиях, которые уже ушли. «Совкомфлот» и так под санкциями Евросоюза (с 26 февраля. – «Ведомости»). Поэтому для нашего рынка тут ничего нового», – пояснил он. «Совкомфлот» не стал комментировать, осуществляет ли сейчас компания перевозки в Европу и как могут на ней отразиться новые санкции.

Управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов напомнил, что 9 марта Российский морской регистр судоходства уже был включен в санкционный список ЕС, что уже фактически являлось закрытием европейских портов для российских судов.

По бизнесу российских компаний – операторов флота судов класса «река – море» все это вкупе с расширением санкций нанесет сильнейший удар, так как в зимний и весенний периоды, когда в России нет навигации, эти суда работали на море на рынках Европы и без возможности обеспечить круглогодичную работу они не смогут финансировать платежи по лизингу. Пока ограничения на заход судов не касаются продовольствия и энергоносителей, которые являются значительной частью грузовой базы, однако риски снятия данного исключения очень высоки.

Топ-менеджер одного из российских банков напоминает, что после включения ВТБ в американский санкционный SDN-лист европейские банки и так прекратили с ним отношения, так что новые санкции ничего не меняют.