Кирова охраняли как надо

Верховный суд отменил сотрудникам НКВД приговор 87-летней давности
Верховный суд отменил обвинительный приговор 1935 г. трем сотрудникам НКВД, которые охраняли первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова/ wikiрedia

Верховный суд (ВС) 6 апреля отменил обвинительный приговор 1935 г. трем сотрудникам НКВД – Мечиславу Бальцевичу, Андрею Мосевичу и Дионисию Янишевскому, которые охраняли первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова. Приговор военной коллегии Верховного суда СССР от 23 января 1935 г. отменен за отсутствием состава преступления, сказал «Ведомостям» представитель пресс-службы ВС.

Киров был убит в штаб-квартире ленинградских большевиков в Смольном 1 декабря 1934 г. безработным Леонидом Николаевым. Это убийство привело к началу одной из волн сталинских репрессий. Николаева вскоре расстреляли.

Сотрудников НКВД из охраны Кирова Верховный суд СССР приговорил к различным срокам за то, что они проигнорировали предупреждение о готовящемся убийстве (ч. «а» ч. 17 ст. 193 УК РСФСР – бездействие власти, а также халатное отношение к службе). Бальцевичу дали 10 лет, а Мосевичу и Янишевскому – по два года лагерей. В 1938 г. Бальцевича и Янишевского расстреляли, следует из архива признанного иноагентом и ликвидированного по решению суда «Мемориала».

Причиной для вынесения приговора в 1935 г. стал отказ этих чекистов всерьез рассматривать заявление об угрозе жизни Кирову. Подавшую его гражданку Марию Волкову после этого направили в психиатрическую клинику. Именно психическим нездоровьем женщины Генпрокуратура объясняла в суде отсутствие вины сотрудников НКВД в случившемся, сообщает ТАСС.

«В материалах дела отсутствуют объективные сведения о халатности в действиях сотрудников НКВД», – цитирует ТАСС представителя ведомства. На запрос «Ведомостей» о причинах, которые побудили Генпрокуратуру обратиться в суд именно сейчас, спустя 87 лет, в ведомстве не ответили.

Названные же сотрудники НКВД «Кирова не убивали, просто недосмотрели» и надо изучать, «насколько велика их вина», сказал один из ведущих специалистов по истории отечественных спецслужб – Никита Петров. «Видимо, ВС России решил, что по своему служебному положению они не сделали серьезных проступков, за которые их могли осудить», – отметил эксперт. Для полного понимания ситуации, говорит он, необходимо видеть все материалы дела.

Надзорное ведомство может применить закон о реабилитации жертв политических репрессий напрямую и не связываться с судами, добавил Петров, но если есть вероятность, что обвинение продиктовано не политическими мотивами, то прокуратура может выйти в суд. Он напомнил, что материалы дела об убийстве Кирова закрыты из-за того, что в деле есть нереабилитированные.

За всеми фигурантами признано право на реабилитацию, сказал «Ведомостям» представитель пресс-службы ВС.

Партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Дарья Константинова объясняет, что право на реабилитацию не ограничивается периодом жизни осужденного: «Оно обязывает государство создавать правовые гарантии для защиты интересов умершего, сохранения достойного к нему отношения, что, в свою очередь, предполагает обязанность компетентных органов исходить из необходимости обеспечения близким родственникам умершего доступа к правосудию и судебной защиты в полном объеме». С учетом того что реабилитации подлежат сотрудники НКВД, можно предположить, что может идти речь в том числе о восстановлении званий, сказала она.