Население Китая начинает уставать из-за жестких антиковидных мер

Но правительство не будет отказываться от них по крайней мере до осени
DALE DE LA REY / AFP

Граждане Китая должны сплотиться и поддержать проводимую китайским руководством уже два года «эффективную» политику «нулевой терпимости» к COVID-19, говорится в опубликованной 18 апреля статье на первой полосе главного печатного органа ЦК КПК «Жэньминь жибао». Этот призыв опубликован после беспрецедентной с начала пандемии мартовской вспышки COVID-19 в крупнейшем экономическом центре страны – 24-миллионном Шанхае.

В статье отмечается, что «все регионы, ведомства должны иметь достаточную моральную и трудовую подготовку» на фоне роста заражений высококонтагиозным вариантом омикрон, при ухудшающейся эпидемической ситуации «одной рукой мы должны сосредоточиться на борьбе с эпидемией, а другой – на экономическом развитии». «Давайте теснее сплотимся вокруг ЦК КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином, будем сообща преодолевать трудности», – следует из статьи на первой полосе «Жэньминь жибао».

Благодаря небольшим послаблениям ряду крупных предприятий Шанхая (примерно 600) удалось начать подготовку к возобновлению работы в рамках «замкнутого цикла» с фактическим проживанием персонала на заводах. В частности, так предложено возобновить работу заводам Tesla, Volkswagen, SAIC Motor, производителям медицинской техники и полупроводников после трехнедельного простоя. Очередным этапом смягчения ограничений может стать среда, 20 апреля, если к этому дню удастся достичь снижения числа случаев в изолированных районах мегаполиса, сообщили Reuters 17 апреля источники в китайских госструктурах. Пока в городе продолжается тотальное тестирование, начатое после запуска изоляции, – проведено более 200 млн ПЦР-тестов. По данным Госкомитета по делам здравоохранения КНР, за сутки 18 апреля в континентальном Китае было зарегистрировано 2723 новых случая локального заражения, подавляющее большинство которых – 2417 – пришлось на Шанхай. Кроме того, именно на мегаполис пришлись первые в Китае за долгое время три летальных случая. Для сравнения: в Москве, по данным оперштаба, за 17 апреля зафиксировано 497 новых случаев COVID-19 и 17 умерших от этой болезни. До шанхайской вспышки, начало которой относится к середине марта, смерти от коронавируса не фиксировались в КНР с марта 2021 г. Беспрецедентная по китайским меркам заболеваемость фиксируется несмотря на высочайший уровень вакцинации – 1,2 млрд человек привитых из населения в 1,4 млрд человек.

Несмотря на локдауны в Шанхае, Шэньчжэне и других городах, рост цен на энергоносители и другое сырье, экономика КНР в первые три месяца 2022 г. показала рост ВВП в 4,8%. Он ускорился по сравнению с последним кварталом 2021 г. (4%), следует из опубликованных 18 апреля данных Государственного статистического управления страны.

Признаков недовольства граждан и бизнесменов КНР политикой «нулевой терпимости» к коронавирусу очень много, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Свое неприятие жестких методов правительства китайцы могут демонстрировать в том числе и в публичном пространстве. Тем не менее линия руководства КНР на продолжение политики «нулевой терпимости» к COVID остается неизменной, в ее рамах возможны только локальные и незначительные корректировки, поясняет эксперт. Следовать этой стратегии с небольшими изменениями Пекин намерен до очередного, XX съезда компартии Китая, который ожидается в октябре. При этом, добавляет Кашин, не исключен тот факт, что правительство медленно, но верно проигрывает в борьбе с коронавирусом. Новые штаммы вируса менее опасны сами по себе, но более контагиозны. Поэтому не исключено, что политику «нулевой терпимости» ждет крах еще до съезда КПК, резюмирует эксперт.

Принимаемые Пекином эпидемиологические меры явно не способствуют улучшению социально-политической и экономической обстановки, говорит доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Михаил Карпов. По его словам, политика «нулевой терпимости» мешает Китаю преодолевать последствия пандемии. Свою роль играет и внешнеполитический фактор. Учитывая, что многие в мире возлагают именно на Китай ответственность за развернувшуюся пандемию, Пекин своими жесткими мерами по борьбе с вирусом пытается реабилитироваться в глазах международного сообщества. Выбранная стратегия может сослужить плохую службу китайскому руководству. Карпов поясняет, что от такого жесткого курса впоследствии Пекину будет очень сложно отказаться.