К чему приведет признание Украины террористическим государством

Как минимум – к запрету на использование любой символики
Человека, который будет поддерживать Украину, в таком случае смогут привлечь к ответственности вплоть до уголовной, например за пропаганду терроризма/ Sergei SUPINSKY / AFP

За последние несколько дней сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о возможных нововведениях в сфере борьбы с экстремизмом. На следующий день после того, как президент Владимир Путин и ФСБ заявили о предотвращении покушения на телеведущего Владимира Соловьева, председатель Госдумы заявил, что Украина «перешла к терактам против мирных граждан других стран». «Необходимо признать: Украина – террористическое государство. Зеленский должен понести ответственность. Виновные должны быть наказаны», – заявил он. Перспективы получения статуса террористического государства Украиной вполне реальны, считает зампред комитета по международным делам Алексей Чепа.

Гражданам Украины это ничем не грозит, отметил он.

Гипотетически такое решение возможно, говорит член Ассоциации юристов России Евгения Мешкова. На основании Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., которая была ратифицирована Россией в 2002 г., любое лицо, если оно незаконно и умышленно собирает средства для убийства гражданского лица, не принимающего активного участия в военных действиях, признается лицом, финансирующим терроризм. «Если государство рассматривать как юридическое лицо с балансом и гербовой печатью, то в рамках данной международной конвенции Украина действительно может выглядеть террористическим государством или формально государством, финансирующим терроризм», – рассказывает Мешкова. 

О символике такого государства в конвенции ничего не говорится, уточняет она. «Но исходя из опыта госдепа США, который ведет собственный список государств – спонсоров терроризма, российский уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может отнести флаг Украины к экстремистской символике и рекомендовать не использовать сочетание цветов флага Украины даже при случайном совпадении, например в форменной одежде», – рассуждает Мешкова. Человека, который будет поддерживать Украину, в таком случае смогут привлечь к ответственности вплоть до уголовной, например за пропаганду терроризма. Квалифицировать их можно будет и по ч. 3 ст. 205.2 УК. 

Это не повлияет на бизнес, по мнению Мешковой, если украинские партнеры России перерегистрируются «в другую локацию». «В один ряд с [запрещенным] ИГИЛ Украина не встанет, так как ИГИЛ – террористическая организация, на Украине же проживают граждане, не являющиеся террористами», – объясняет юрист. Ростуризм при наличии такого решения с полным правом может рекомендовать российским гражданам, резидентам воздержаться от сотрудничества и поездок на территорию Украины, полагает она. 

По ее словам, опыт признания целого ряда стран террористическими, являющимися спонсорами терроризма, есть у госдепа США: «Причем официальная позиция о включении стран в соответствующий список автоматически означает введение экономических и политических санкций со стороны США. Например, Кубу США два раза включали и исключали из этого списка».

Кроме того, генпрокурор Игорь Краснов, выступая в Совете Федерации с отчетом о состоянии законности в России, предложил прописать в законе ответственность за демонстрацию «флагов, значков, мемов и других вещей», которые используются «в экстремистских целях». За рубежом «на фоне истерии вокруг георгиевской ленты» отсутствуют запреты на демонстрацию нацистской атрибутики, сообщил он. В России «соответствующие нормы имеются», но «они не касаются иной символики, которая используется в экстремистских целях», считает Краснов: «О чем я говорю? Это флаги, значки, мемы и различные другие вещи». 

Юрист Анастасия Буракова полагает, что речь идет о привлечении по ст. 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций). Адвокат Даниил Берман полагает, что, исходя из логики, предложением Краснова введется «презумпция недобросовестности» любой неофициальной информации.