Украинская православная церковь на грани раскола

После объявления об отделении от Москвы она потеряла две епархии
Украинская православная церковь на грани раскола/ Ирина Яковлева / ТАСС

Русская православная церковь (РПЦ) с пониманием относится к решению Украинской православной церкви (УПЦ) от 27 мая объявить о своей независимости. Об этом на проповеди в храме Христа Спасителя 29 мая сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решение о полной самостоятельности и независимости было принято 27 мая на собрании епископов, священников, монахов и мирян УПЦ. Обосновывая свое решение, клирики и миряне УПЦ ссылались на решение архиерейского собора РПЦ 25–27 октября 1990 г. о предоставлении широкой автономии УПЦ. Собор осудил боевые действия на Украине как нарушающие заповедь «не убий» и призвал власти России продолжить переговоры, чтобы положить конец кровопролитию. Также в УПЦ выразили несогласие с позицией патриарха Кирилла касательно специальной военной операции на Украине. В апреле он заявил о поддержке российских Вооруженных сил.

В то же время митрополит Киевский Онуфрий, глава УПЦ, на литургии в Киево-Печерской лавре помянул патриарха Кирилла, но вслед за патриархами Антиохийским и Иерусалимским и не использовал принятую ранее формулировку «великий господин и отец наш». Как отмечает «Православие и мир», такой способ поминания патриарха Кирилла принят для предстоятелей автокефальных церквей.

Решение УПЦ не встретило понимания на юге и востоке страны. Крымская епархия УПЦ проголосовала 27 мая против решения о самостоятельности и заявила 28 мая о том, что продолжает находиться под омофором патриарха Кирилла. Донецкая епархия заявила 29 мая, что ее церковная жизнь не подвергнется каким-либо изменениям после решения собора УПЦ.

Принятое УПЦ решение о самостоятельности, по мнению московских церковных властей, не является расколом, общение между двумя церквями сохраняется. Как сообщил 28 мая глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион, собор в Киеве лишь подтвердил статус самоуправляемой церкви, которым УПЦ обладала с 1990 г. «Вчерашними решениями Украинская православная церковь еще раз засвидетельствовала, что она является полностью самоуправляемой, что ее церковный центр находится не в Москве, а в Киеве, она не зависит от Москвы ни административно, ни финансово, ни в каких-либо еще отношениях», – подчеркнул митрополит Илларион. Он также отметил тяжелое положение, в котором УПЦ оказалась после начала боевых действий на Украине. Ее храмы подвергаются рейдерским захватам, а саму церковь пытаются переименовать в «Российскую церковь на Украине», добавил митрополит. В принятом в этот же день постановлении священного синода РПЦ выражается поддержка УПЦ, говорится о том, что ее статус определен в 1990 г. патриархом Алексием II. Говорится также, что принятые УПЦ поправки в ее устав требуют изучения, и выражается сожаление, что в ряде ее епархий перестали поминать патриарха Кирилла. РПЦ также заявляет о том, что молится о скорейшем прекращении кровопролития на Украине.

Наряду с канонической УПЦ на Украине действует автокефальная Православная церковь Украины (ПЦУ). Московский патриархат считает ПЦУ раскольнической структурой, в то время как ряд других патриархатов, в том числе Константинопольский, признали ее и имеют с ней общение. Сторонники ПЦУ ответственны за рейдерские захваты храмов УПЦ и похищения ее клириков. Репрессивные меры в отношении УПЦ проводит и украинское государство. Ее деятельность с 26 мая запрещена властями Львовской области. Ранее в марте депутаты Верховной рады предложили законопроект о запрете УПЦ и национализации ее собственности.

С 2014 г. УПЦ предпринимает все попытки, чтобы избежать раскола, говорит руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Окончательно независимый и автономный статус УПЦ был подтвержден и раньше, для этого даже вносились правки в устав РПЦ, чтобы не дать украинским политикам и раскольникам повода критиковать каноническую церковь. Теперь же УПЦ, не заявляя о расколе, стремится подчеркнуть свою автономию внутри РПЦ, не меняя статуса. Полностью порвать с Московским патриархатом УПЦ не дают неумелые действия украинских властей, которые оказывают на церковь политическое давление. Кроме того, поясняет Лункин, разрыв с РПЦ понизит статус УПЦ, смешав ее с раскольническими структурами и дав в руки Киеву больше рычагов давления на нее. Иерархи УПЦ не собираются терять свой международный статус и полностью подчиняться украинским властям. Кроме того, добавляет эксперт, такой разрыв может привести к потере УПЦ епархий в Крыму, на Донбассе, а также в Запорожье и Херсоне. В отличие от раскольнической ПЦУ каноническая УПЦ объединяет людей разных политических взглядов, от условных западников до умеренно пророссийских верующих. Чтобы сохранить свои епархии, руководство УПЦ пошло на политическую хитрость. Лункин отмечает, что в своей речи на соборе митрополит Онуфрий ничего не сказал про саму РПЦ, ограничившись только упоминанием патриарха Кирилла. Это дало епархиям УПЦ свободу выбора – вести себя как полностью автокефальные или сохранить статус-кво, а сама церковь оставила за собой пути для отступления, не уйдя окончательно в раскол, резюмирует эксперт.

Для политического руководства Украины полная автокефалия украинской церкви является одной из важнейших задач еще с президентства Петра Порошенко, говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. С учетом боевых действий на Украине решение УПЦ о самостоятельности было закономерным и даже неизбежным. Именно поэтому, отмечает Кортунов, реакция Московского патриархата на постановление собора в Киеве была весьма сдержанной. Тем не менее вполне стоит ожидать, что епархии на контролируемых российскими войсками и милицией ЛДНР территориях не будут исполнять решение собора и не станут отдаляться от Москвы, подчеркнул эксперт.