Правящая партия впервые за 22 года проиграла важные выборы в Турции

Победа оппозиции на местных выборах стала крупнейшей с 2003 года
Реджеп Тайип Эрдоган пообещал извлечь уроки из поражения своей партии на местных выборах/ AP

По итогам местных выборов в Турции, которые состоялись 31 марта, оппозиционная левоцентристская Народная республиканская партия (НРП) выиграла в 36 муниципалитетах из 81. Результат НРП по стране – 37,7%, у президентской партии – 35,4%, передает агентство «Анадолу» со ссылкой на данные избирательной комиссии. Явка составила 77,3%. Голосование стало крупнейшей победой оппозиции со времен прихода к власти Эрдогана в 2003 г.

На предыдущих местных выборах в 2019 г. Партия справедливости и развития (ПСР) заняла первое место, получив 44,3%, а НРП – 35,7%.

Главной интригой были выборы в Стамбуле, где родился Эрдоган и началась его политическая карьера (избирался мэром города с 1994 по 1998 г). С большим отрывом, как и в 2019 г., победил действующий мэр города, представитель НРП Экрем Имамоглу. Он набрал более 51% голосов, а его соперник, кандидат от правящей партии экс-министр экологии Мурат Курум получил 39,5%.

С большим отрывом (60,3% голосов) победил и действующий мэр Анкары, представитель НРП Мансур Яваш, занимающий этот пост с 2019 г. Его соперник из ПСР Тургут Алтынок набрал 31,6%.

Оппозиция также одержала победу в других крупных городах – Измире, Анталье и Бурсе. Партия Эрдогана продолжает доминировать преимущественно в центральных районах страны и добилась заметных успехов на юге, включая Кахраманмараш и Газиантеп, где в феврале прошлого года произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни свыше 50 000 человек. Прокурдская левая Партия народного равенства и демократии получила контроль над 10 провинциями на юго-востоке страны, где проживает преимущественно курдское население. А в прошлом союзная Эрдогану, но порвавшая с ним из-за отказа властей страны рвать торговые связи с Израилем после начала войны в секторе Газа в октябре 2023 г. умеренно исламистская Новая партия благоденствия неожиданно победила в провинции Шанлыурфа.

Эрдоган признал поражение. Выступая перед своими сторонниками с балкона президентского дворца, он заявил, что на выборах народ выразил свою волю и направил сигнал политикам. По его словам, «результаты выборов – это не конец, а поворотный момент, и победителем выборов является демократия и национальная воля». Правящая партия проведет работу над ошибками, добавил он. Эрдоган пообещал продолжить реализацию экономической программы правительства, направленной на борьбу с инфляцией.

Лидер НРП Озгюр Озел заявил, что победа оппозиции «открывает дорогу в новую эру для Турции». «Избиратели решили изменить 22-летнюю картину Турции и открыть дверь в новый политический климат в нашей стране. Сегодня избиратели решили уравновесить непропорциональную власть правительства на муниципальном уровне», – добавил он.

Поражение партии Эрдогана – своего рода наказание властей за провалы в экономической политике, считает гендиректор Международного института развития научного сотрудничества Ариф Асалыоглу. По данным Turkstat, инфляция в феврале превысила 67% в годовом выражении. В конце марта Центробанк Турции повысил учетную ставку с 45 до 50% – исторический максимум за последние 20 лет. По словам эксперта, после выборов в мае прошлого года Эрдоган не выполнил своих предвыборных обещаний улучшить жизнь рядовых граждан, что и отразилось на результатах воскресных выборов.

Помимо этого, продолжает Асалыоглу, народ опасался, что после победы ПСР могли усилиться авторитарные тенденции и страна еще сильнее отошла бы от светских принципов, заложенных Ататюрком, – эти настроения сильнее были заметны в крупных городах.

Теперь власти, возможно, постепенно отойдут от закручивания гаек в политике, считает Асалыоглу: «Скорее всего, власти будут меньше оказывать давление на гражданское общество и СМИ. Я не исключаю, что серьезные изменения произойдут в антикоррупционной борьбе – традиционно острая проблема Турции. Также Эрдоган может существенно трансформировать внешнюю политику в сторону большего сближения с Евросоюзом».

Не исключено, что лидеры ПСР проведут кадровые изменения в региональных подразделениях партии, а также, возможно, начнут пересматривать партнерские отношения с правой Партией националистического движения во главе с Девлетом Бахчели, считает доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Икбаль Дюрре. «До недавних пор альянс с националистами обеспечивал победу Эрдогана на последних трех выборах. Целесообразность сохранения коалиции под вопросом», – объяснил эксперт.

Во внешней политике, продолжает Дюрре, Анкара продолжит курс сближения с Западом, в частности с США и ЕС: «Оппозиция традиционно выступает за тесное сотрудничество с этой группой государств, поэтому Эрдоган не может позволить им оставить за собой эту козырную карту». Изменения произойдут и в турецко-российских отношениях, отмечает Дюрре. «Полагаю, Москва сама находится в режиме ожидания, поскольку у Анкары нет четкого понимания, как ей лучше выстраивать отношения с Россией. Впрочем, процесс сближения Турции с Западом в ущерб российским интересам начался еще после президентских выборов весной прошлого года», – заключил эксперт.