Биньямин Нетаньяху: «Мы не потерпим палестинских беженцев в Израиле»

Почему при Биньямине Нетаньяху не стоит ждать серьезных подвижек во внутренней или внешней политике Израиля
Gali Tibbon/ Reuters

Биньямин Нетаньяху – премьер-долгожитель. Семнадцатого марта в Израиле прошли парламентские выборы. И в четвертый раз победу на них одержал лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху.

Противостоявший ему центристский «Сионистский лагерь», наспех созданный из некогда могущественной Партии труда, а также из партии бывшего министра иностранных дел Ципи Ливни, не добрал до «Ликуда» шесть парламентских мандатов. Прошедшие выборы еще раз доказали, что израильское общество придерживается в основном правонационалистических взглядов, считает недопустимым решение арабо-израильского конфликта на основе территориальных компромиссов и политическим приоритетом считает обеспечение безопасности. За лагерь левых пацифистских сил на выборах проголосовало всего 4% израильтян.

ВКУС ВЛАСТИ

Потомок литовских евреев Нетаньяху после окончания Массачусетского технологического университета и Гарварда служил в элитном подразделении при генштабе Израиля, разведывательных частях, участвовал в секретных диверсионных операциях за рубежом. В большую политику он пришел после службы в министерстве иностранных дел. Там он успел поработать генконсулом Израиля в США, постоянным представителем при ООН, заместителем министра, а затем и министром иностранных дел. С этой должности он впервые шагнул на пост председателя правительства Израиля.

Пробыв премьером с 1996 по 1999 г., Нетаньяху проиграл досрочные выборы своему конкуренту Эхуду Бараку – лидеру «Аводы» (Партия труда). Сгоряча Нетаньяху заявил, что завязывает с политической деятельностью. И действительно на время поменял сферу деятельности: начал читать лекции в американских университетах, изредка делая язвительные выпады в сторону своего оппонента.

Уже в 2003 г. Нетаньяху вступил в борьбу за пост главы партии «Ликуд». Тогда дорогу ему перешел Ариэль Шарон, который, став премьером, назначил Нетаньяху сначала министром иностранных дел, а затем министром финансов. На этом посту Нетаньяху ввел новую схему распределения государственных пособий, изменил систему налогообложения граждан, а также увеличил пенсионный возраст до 67 лет для мужчин и до 65 для женщин. Израильтяне новации не поддержали, и в 2005 г. Нетаньяху подал в отставку.

Вскоре разногласия привели к расколу в «Ликуде»: Шарон вышел из партии и основал новую партию – «Кадиму» («Вперед»). На парламентских выборах 2006 г. он опередил своих бывших однопартийцев. Так Нетаньяху стал лидером оппозиции до 2009 г. После внеочередных парламентских выборов в феврале 2009 г. партия «Ликуд» во главе с Нетаньяху заняла второе место после партии «Кадима», получив 27 мест в парламенте. Но учитывая, что «Кадима» получила всего на одно место больше, а дееспособную коалицию «Кадиме» создать не удалось, президент Израиля Шимон Перес 20 февраля поручил Нетаньяху сформировать правительство. С тех пор Нетаньяху занимает должность премьер-министра Израиля.

РАДИКАЛ

Всю свою политическую карьеру Нетаньяху считался политиком жестких, иногда даже радикальных взглядов, особенно в области внешней политики. Он декларирует непримиримую позицию по вопросу иранской ядерной программы, называя ее одной из основных угроз стабильности и безопасности не только Израиля, но и всего мира. «Иран разрабатывает ядерное оружие и является самой большой угрозой Государству Израиль со времен войны за независимость», – уверен он. Накануне парламентских выборов этого года Нетаньяху отправился в США, где выступил перед руководителями американских еврейских организаций, входящих в американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC, самое влиятельное объединение лоббистов интересов Израиля в США), а также конгрессменами США. Абсолютно негибкая у Нетаньяху и точка зрения на переговорный процесс с палестинцами, и особенно на территориальный вопрос. «Нам нужен единый Иерусалим в составе Израиля с доступом ко всем религиозным святыням для всех трех великих религий. По беженцам наша позиция также остается неизменной. Мы будем решать проблему беженцев, но не в Израиле: мы не потерпим палестинских беженцев в Израиле», – заявлял он в своих выступлениях. В США Нетаньяху пообещал, что «в его смену» палестинское государство создано не будет. В условиях охватившего весь Ближний Восток хаоса, а также того, что любую территорию, с которой уходит Израиль, немедленно захватывает «Хамас», создание палестинского государства невозможно, считает Нетаньяху.

СТРАХ И СЛЕЗЫ США

Одному из главных союзников Израиля – президенту США Бараку Обаме речь Нетаньяху не понравилась. Сразу после выступления на премьера обрушился шквал осуждений и поток резких заявлений. Когда израильский премьер заявил, что сделка, о которой администрация Обамы договаривается с Ираном, – это лишь попытка отсрочить неизбежное, заключающееся в создании Ираном ядерного оружия, демократический лидер палаты представителей Нэнси Пелоси погрозила пальцем, сжала руку в кулак и начала возмущенно критиковать Нетаньяху. «Я была готова расплакаться во время выступления премьер-министра, – сказала она позднее в своем заявлении. – Меня опечалило оскорбительное отношение к разведке США и высокомерное отношение к нашему мнению о той угрозе, которую представляет Иран». «Пятидесятилетняя оккупация должна быть завершена», – заявил представитель госдепартамента США после выступления израильского премьера. Советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс прямо дала понять, что «визит Нетаньяху в Вашингтон для выступления в конгрессе будет иметь разрушительный эффект для отношений США и Израиля». «Я глубоко сожалею о том, что кое-кто воспринимает мое присутствие здесь как политический шаг», – сказал Нетаньяху законодателям. «Если Иран пригрозит выйти из-за стола переговоров, как часто бывает на персидском базаре, не поддавайтесь на эту провокацию, – посоветовал Нетаньяху. – Они вернутся, потому что им это соглашение нужно гораздо больше, чем вам».

Старый премьер, новый президент

Летом прошлого года у Израиля появился новый президент – Реувен Ривлин (на фото). Семидесятипятилетний Ривлин – 10-й по счету президент Израиля. До этого, с 2009 по 2013 г., Ривлин был спикером кнессета. Президент исполняет главным образом представительские и церемониальные функции, реальные властные полномочия – в руках главы правительства. Ривлин никогда не боролся за пост премьер-министра, а вот стать президентом Израиля мечтал давно. Впервые он выдвинул свою кандидатуру на пост президента в 2007 г., но проиграл выборы Шимону Пересу с разницей в 21 голос (37 против 58). Президента в Израиле избирает кнессет тайным голосованием. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов (61 голос) членов кнессета. В 2014 г. победу одержал Ривлин. Ривлин начал свою политическую карьеру в конце 1970-х гг., будучи избранным в муниципалитет Иерусалима. В конце 1980-х Ривлин стал депутатом кнессета от правоцентристской партии «Ликуд». Впоследствии Ривлин был министром связи Израиля и спикером кнессета.
На посту президента Ривлин сменил Переса – старейшего политического деятеля Израиля. Перес занимался политикой более 70 лет. Ему сейчас 91 год. До избрания президентом в 2007  г. Перес занимал разные министерские посты и дважды был премьер-министром страны: в 1984–1986 и 1995–1996 гг.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Обама пригрозил пересмотреть американскую политику относительно палестино-израильского конфликта в пользу палестинцев. Но эксперты считают, что только из-за этого высказывания Белый дом не может внезапно кардинально «пересмотреть» свое отношение к палестино-израильскому конфликту. Нет никакой связи между заявлениями президента США и его подчиненных со словами, сказанными премьер-министром Израиля в канун выборов, писала The Washington Post. «Нетаньяху немного испортил американо-израильские отношения, но слегка улучшил свои шансы на победу у себя дома», – написал в своем твиттере основатель и президент Eurasia Group, эксперт в области политических рисков и внешней политики США Ян Бреммер. Сильное еврейское лобби в США не позволит американо-израильским отношениям замерзнуть, это не первый раз, когда лидеры США и Израиля ссорятся, считает политолог Гади Уолсфельд. Речь Нетаньяху не повлияет и на политику Обамы в отношении Ирана, уверен он. Решение иранской ядерной проблемы в большей степени зависит от ирано-американских переговоров. И несмотря на то, что США расширили санкции против Ирана, Обама заинтересован в разрешении конфликта – Иран мог бы стать важным западным партнером в энергетике. Угроза ядерной конфронтации с Ираном слишком преувеличена, а существующий бойкот только вредит участию Ирана в борьбе против распространения «Исламского государства», говорит политолог Гади Уолсфельд.

Практически с первого дня своего назначения Обама говорил о необходимости изменить американскую политику на Ближнем Востоке и улучшить отношения с Ираном, о чем свидетельствовало послание, которое он отправил верховному лидеру Ирана Али Хаменеи вскоре после вступления в должность президента. Кризисы на Ближнем Востоке время от времени вынуждают Обаму немного отклоняться от избранного курса. Но по палестинскому вопросу и регулярным попыткам сблизиться с Ираном за счет традиционных союзников США в регионе видно, что линия поведения в общем остается прежней. Похоже, что США готовы поддержать международное решение, которое, даже если формально не будет так определено, окажется навязанным Израилю вопреки его позиции. Американцы готовы поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН, которая призвана установить основные параметры мирного урегулирования на базе принципа «два государства для двух народов», новая резолюция сменит решение Совбеза ООН, которое до сих пор устраивало израильское правительство.

ШАТКОЕ БУДУЩЕЕ

На этот раз победа в борьбе за пост премьер-министра далась Нетаньяху с трудом – преодолеть разрыв в четыре мандата он смог буквально в последний момент. Если окончательные результаты останутся такими же, то у него будет шаткое политическое положение. В последний момент Нетаньяху совершил отчаянный рывок и, как образно пишут эксперты, «вернулся из мира мертвых» – «отгрыз» мандаты у Нафтали Беннета, у Авигдора Либермана и сделал все, чтобы занять заветное кресло. Правый блок заплатил высокую цену, но Нетаньяху выжил, пишет израильское издание Maariv.

Израиль

Территория – 21 640 кв. км. Население (на 28 февраля 2015 г.) – 8,32 млн человек. ВВП (2014 г.) – $298,1 млрд (рост – 2,6%). Структура ВВП: услуги (66,4%), промышленность (31,2%), сельское хозяйство (2,4%). Торговый баланс (2014 г.): экспорт – $64,86 млрд, импорт – $96,24 млрд. Международные резервы (февраль 2015 г.) – $85,3 млрд. Инфляция (февраль 2015 г.) – 1,8%. Безработица (февраль 2015 г.) – 5,3%. Источник: Банк Израиля, Центральное бюро статистики Израиля

Результаты прошедших выборов показывают, что на данный момент Нетаньяху может рассчитывать на крайне неустойчивую правительственную коалицию, согласен политолог Гади Уолсфельд. Вероятно, Нетаньяху придется обращаться к своим недавним оппонентам из «Сионистского лагеря» или к представителям новоиспеченной партии Моше Кахалона «Кулану» («Мы вместе») в целях формирования более устойчивого кабинета министров. Но сейчас уже ясно: никаких серьезных подвижек во внутренней или внешней политике Израиля при новом правительстве Нетаньяху не произойдет.

Противники Нетаньяху критикуют его за дорогостоящие операции в секторе Газа, которые не дают результата и только усиливают позиции радикальных исламистов. Поселенческая политика на палестинских территориях вызывает критику и раздражение даже у израильских союзников. «Нетаньяху – человек, склонный к нервозности и подверженный давлению, он легко впадает в панику и теряет рассудок. Такой человек не может руководить государством», – говорил Шарон. Он указывал и на то, о чем сегодня мало кто вспоминает: ястреб Нетаньяху несколько раз при голосованиях в кнессете горячо высказывался за план размежевания с палестинцами, однако после своей отставки с поста министра финансов начал утверждать совершенно противоположное. «Израиль – это особенная страна, и, чтобы ею руководить, необходимы рассудительность и железная выдержка. У Нетаньяху нет ни того ни другого», – был уверен Шарон.