«Контрнаступ» провалился

Неудачи Украины на поле боя укрепили международные позиции России

Подготовка западного общественного мнения к успеху украинского контрнаступления против России началась еще в январе. Тогда были приняты первые решения о передаче Украине немецких танков. Вплоть до самого начала контрнаступления 4 июня западные издания наполнялись сценариями и прогнозами – вплоть до занятия украинскими войсками Крыма уже в этом году. Один из таких сценариев – удар в сторону Мелитополя – был реализован.

Попытки ВСУ наступать там и на других участках линии соприкосновения продолжались вплоть до ноября. Их результатом стала большая свалка подбитой российскими войсками западной и советской бронетехники у села Работино Запорожской области, свалки поменьше – на других участках фронта и огромные человеческие потери Украины при минимальном продвижении. К концу года участились контратаки уже с российской стороны.

На Западе публично объявлялось, что успех контрнаступления должен был привести к миру на условиях Киева, т. е. оставлению Россией не только новых регионов, но и Крыма. Стойкость российского солдата не только разрушила эти веяния начала 2023 г., но и привела к укреплению международных позиций России. Рост числа международных контактов во второй половине 2023 г. тому доказательство. Ущерб от мятежа Евгения Пригожина для российского реноме в мире оказался кратковременным и перекрыт украинской неудачей.

Но конца конфликта пока не видно. И Москва, и Киев открыто заявляют о невозможности мирных переговоров, причем российская сторона справедливо указывает, что такие переговоры запрещены украинским законом.

На Западе растет усталость от войны, а робкие голоса о необходимости искать мирное решение становятся все громче, но реальных признаков мирных переговоров «под столом» нет. Более того, есть основания считать, что российско-американские контакты на так называемом втором треке – неправительственных экспертов – по этому вопросу если не заморожены, то оказались бесплодными.

Доказательство этому – некоторые подробности сорвавшегося в марте 2022 г. стамбульского соглашения. Украинский переговорщик Давид Арахамия открыто признал, что оно было отвергнуто усилиями тогдашнего премьера Великобритании Бориса Джонсона, настоявшего на продолжении войны.

Возврат к стамбульской формуле сейчас вряд ли уже возможен. Но рано или поздно искать возможности для прекращения войны придется уже США.