Регистрация Подписка




Корреспондент отдела политики Анастасия Корня 

Редактор отдела «Медиа» Ксения Болецкая2

Goldman Sachs выяснил, почему в России плохие дороги

Российское правительство мало тратит на инфраструктуру не из-за нехватки денег в бюджете, просто оно не верит в эффективность этих инвестиций, пришли к выводу аналитики Goldman Sachs

  • Статья
  • Отзывы50
  • В избранное
Goldman Sachs выяснил, почему в России плохие дороги

Фото: Д. Гришкин/Ведомости

 
 
  Эта публикация основана на статье «Без веры в инвестиции» из газеты «Ведомости» от 14.05.2012, №86 (3100).

Развитие событий: В Петербурге назвали причину инфраструктурных проблем России →

Российской инфраструктуре недостает качества, констатирует Goldman Sachs в обзоре «Российская инфраструктура и строительство»: в наследство от СССР страна получила одну из самых протяженных транспортных сетей, но из-за длительного недофинансирования она пришла в упадок.

Расходы на транспорт в 2005-2010 гг. составляли 1,5-1,7% ВВП, на инфраструктуру в целом (включая электросети и коммуникации) — 3,7-4,3% ВВП, подсчитали аналитики Goldman Sachs. По методологии Всемирного банка Россия относится к странам со средним уровнем ВВП на душу населения, а им нужно тратить на инфраструктуру хотя бы 3,5-4,5% ВВП (как в Центральной и Восточной Европе). При этом свыше 50% вложений должно идти не на создание инфраструктуры, а на поддержание уже имеющейся.

России удалось поддерживать состояние железных дорог и портов, построены авиаузлы, хотя в регионах гражданская авиация по-прежнему развита очень слабо, — больше всего в инвестициях нуждаются автомобильные дороги, пишут аналитики. В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по качеству дорог занимает 130-е место из 142, ниже Анголы, Киргизии и Таджикистана.

Расходы на дорожное строительство растут — с 255 млрд руб. в 2005 г. до 545 млрд в 2011 г. (см. графики). Но темпы автомобилизации опережают дорожное строительство: интенсивность движения выросла за 10 лет в 1,8 раза. Плотность дорожной сети в России — 6 км на 1000 человек, это выше, чем в Индии и Китае (2 км на 1000 человек), но значительно ниже, чем в США (14 км). Поэтому 30% трасс постоянно работают в режиме перегрузки. Минтранс оценивал потери экономики от постоянных заторов в 7-9% ВВП.

Активизировать дорожное строительство помогут заработавшие в этом году дорожные фонды, надеется Goldman Sachs, финансирование вырастет до 794 млрд руб. в 2012 г., 942 млрд в 2013 г. и 1 трлн в 2014 г. По оценкам Goldman Sachs, к 2018 г. государство потратит на дороги уже около 1,8 трлн руб. (исходя из прогноза Минэкономразвития — около 1,1% ВВП). Свыше 70% этих средств дадут сами пользователи дорог через уплату топливных акцизов. Таким образом, государство сможет обеспечить 100%-ное финансирование в соответствии с нормативами затрат, но могло бы вложить на 0,5-1% ВВП больше, считает Goldman Sachs, бюджет скорее всего будет профицитным, внешний долг невелик и дополнительные займы не смогут существенно повысить их стоимость. Основные ограничения для развития инфраструктуры — не финансовые, а институциональные, подчеркивают авторы исследования: правительство традиционно не учитывает мультипликативный эффект вложений в инфраструктуру, не верит, что эти инвестиции, будучи эффективными, могут значительно ускорить экономический рост.

Goldman Sachs приводит в пример Польшу, где увеличение инфраструктурных расходов с 3,5% ВВП до 4,5% в 2005-2008 гг. добавило к темпам роста экономики 0,25 п. п. Дополнительные вложения в размере 1% ВВП ускоряют экономический рост на 0,5 п. п. в ближайшие полгода, а спустя 6-9 месяцев начинается рост частных инвестиций, говорится в исследовании. Главное — эффективно использовать эти средства, подчеркивают авторы обзора.

Объемы финансирования сегодня не соответствуют заявленным в федеральной целевой программе, признает чиновник Росавтодора. К тому же система абсолютно непрозрачна, возмущается директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: невозможно оценить даже порядок цифр, не то что конкретную стоимость километра дороги. В США, Канаде, Германии есть открытые базы данных со стоимостью и характеристиками любого дорожного проекта, рассказывает он. Рынки строительных материалов «в варварском состоянии»: песчаные карьеры в округе, как правило, монополизированы, из-за слабой конкуренции качество материалов невысокое, перечисляет Блинкин, неудовлетворительна и производительность труда. «Расходуем мы и плохо, и мало», — резюмирует он.

 
1.
Венесуэла ввела ограничения на продажу продуктов37
2.
Рублю не помогает даже нефть69
3.
Сорос и Ослунд: ЕС должен спасти экономику Украины29