Регистрация Подписка




Михаил Слободин, генеральный директор «Вымпелкома», о борьбе с кризисом и своей миссии 

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан призывает не воевать, а сближаться9

Goldman Sachs выяснил, почему в России плохие дороги

Российское правительство мало тратит на инфраструктуру не из-за нехватки денег в бюджете, просто оно не верит в эффективность этих инвестиций, пришли к выводу аналитики Goldman Sachs

  • Статья
  • Отзывы50
  • В избранное
Goldman Sachs выяснил, почему в России плохие дороги

Фото: Д. Гришкин/Ведомости

 
 
  Эта публикация основана на статье «Без веры в инвестиции» из газеты «Ведомости» от 14.05.2012, №86 (3100).

Развитие событий: В Петербурге назвали причину инфраструктурных проблем России →

Российской инфраструктуре недостает качества, констатирует Goldman Sachs в обзоре «Российская инфраструктура и строительство»: в наследство от СССР страна получила одну из самых протяженных транспортных сетей, но из-за длительного недофинансирования она пришла в упадок.

Расходы на транспорт в 2005-2010 гг. составляли 1,5-1,7% ВВП, на инфраструктуру в целом (включая электросети и коммуникации) — 3,7-4,3% ВВП, подсчитали аналитики Goldman Sachs. По методологии Всемирного банка Россия относится к странам со средним уровнем ВВП на душу населения, а им нужно тратить на инфраструктуру хотя бы 3,5-4,5% ВВП (как в Центральной и Восточной Европе). При этом свыше 50% вложений должно идти не на создание инфраструктуры, а на поддержание уже имеющейся.

России удалось поддерживать состояние железных дорог и портов, построены авиаузлы, хотя в регионах гражданская авиация по-прежнему развита очень слабо, — больше всего в инвестициях нуждаются автомобильные дороги, пишут аналитики. В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия по качеству дорог занимает 130-е место из 142, ниже Анголы, Киргизии и Таджикистана.

Расходы на дорожное строительство растут — с 255 млрд руб. в 2005 г. до 545 млрд в 2011 г. (см. графики). Но темпы автомобилизации опережают дорожное строительство: интенсивность движения выросла за 10 лет в 1,8 раза. Плотность дорожной сети в России — 6 км на 1000 человек, это выше, чем в Индии и Китае (2 км на 1000 человек), но значительно ниже, чем в США (14 км). Поэтому 30% трасс постоянно работают в режиме перегрузки. Минтранс оценивал потери экономики от постоянных заторов в 7-9% ВВП.

Активизировать дорожное строительство помогут заработавшие в этом году дорожные фонды, надеется Goldman Sachs, финансирование вырастет до 794 млрд руб. в 2012 г., 942 млрд в 2013 г. и 1 трлн в 2014 г. По оценкам Goldman Sachs, к 2018 г. государство потратит на дороги уже около 1,8 трлн руб. (исходя из прогноза Минэкономразвития — около 1,1% ВВП). Свыше 70% этих средств дадут сами пользователи дорог через уплату топливных акцизов. Таким образом, государство сможет обеспечить 100%-ное финансирование в соответствии с нормативами затрат, но могло бы вложить на 0,5-1% ВВП больше, считает Goldman Sachs, бюджет скорее всего будет профицитным, внешний долг невелик и дополнительные займы не смогут существенно повысить их стоимость. Основные ограничения для развития инфраструктуры — не финансовые, а институциональные, подчеркивают авторы исследования: правительство традиционно не учитывает мультипликативный эффект вложений в инфраструктуру, не верит, что эти инвестиции, будучи эффективными, могут значительно ускорить экономический рост.

Goldman Sachs приводит в пример Польшу, где увеличение инфраструктурных расходов с 3,5% ВВП до 4,5% в 2005-2008 гг. добавило к темпам роста экономики 0,25 п. п. Дополнительные вложения в размере 1% ВВП ускоряют экономический рост на 0,5 п. п. в ближайшие полгода, а спустя 6-9 месяцев начинается рост частных инвестиций, говорится в исследовании. Главное — эффективно использовать эти средства, подчеркивают авторы обзора.

Объемы финансирования сегодня не соответствуют заявленным в федеральной целевой программе, признает чиновник Росавтодора. К тому же система абсолютно непрозрачна, возмущается директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: невозможно оценить даже порядок цифр, не то что конкретную стоимость километра дороги. В США, Канаде, Германии есть открытые базы данных со стоимостью и характеристиками любого дорожного проекта, рассказывает он. Рынки строительных материалов «в варварском состоянии»: песчаные карьеры в округе, как правило, монополизированы, из-за слабой конкуренции качество материалов невысокое, перечисляет Блинкин, неудовлетворительна и производительность труда. «Расходуем мы и плохо, и мало», — резюмирует он.

 
1.
Песков: Путин ничего не говорил об отмене приоритета международного права5
2.
Бастрыкин предложил ввести валютные ограничения, считает, что доллар стоит 40—45 рублей103
3.
По факту столкновений возле Нацбанка Украины возбуждено уголовное дело