ЕСПЧ постановил выплатить 35 000 евро россиянам за срыв одиночных пикетов

undefined

ЕСПЧ обязал Россию выплатить около 35 000 евро четырем россиянам за нарушения их права на свободу самовыражения в ходе одиночных пикетов.

Заявители - москвичка Марина Новикова, житель Калининграда Юрий Мацнев, Виктор Савченко из Платоново-Петровки Ростовской области, Александр Кирпичев и Валерий Ромахин из Астрахани - подали иски в связи с задержанием правоохранительными органами вследствие проведения одиночных пикетов. Суд постановил, что во всех пяти случаях имело место нарушение статьи 10 Европейской конвенции по правам человека о свободе самовыражения.

ЕСПЧ обязал Россию выплатить по 7500 евро в качестве компенсации за нанесенный моральный вред Новиковой, Кирпичеву и Ромахину, а также 6000 евро Савченко. Также ЕСПЧ присудил 120 евро Кирпичеву в качестве компенсации материального ущерба и 6000 евро Кирпичеву и Ромахину на покрытие судебных издержек.

Мацнев в другом суде уже подавал иск о защите гражданских прав к российским властям, и суд тогда присудил ему в качестве компенсации сумму, эквивалентную 150 евро. Поэтому ЕСПЧ не стал присуждать ему компенсацию.

Одиночные пикеты проходили в Москве, Калининграде, Ростовской области и Астрахани. К примеру, Марина Новикова, чьим именем назван иск, в 2006 г. устроила пикет напротив здания Госдумы с баннером «Психиатрия убивает наших детей на наши налоги». По ее словам, это было одиночное пикетирование, однако суд посчитал, что Новикова участвовала в несанкционированной демонстрации. Ее признали виновной по статье 20.2 КоАП и наложили штраф в размере 1000 российских рублей.

В конце 2015 г. президент Владимир Путин подписал закон о праве Конституционного суда определять, подлежат ли выполнению вердикты межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, и прежде всего ЕСПЧ, вынесенные по жалобе против России. При этом КС будет руководствоваться принципом верховенства российской Конституции. Закон был разработан во исполнение июльского решения КС, который постановил, что будет решать вопрос об исполнении постановлений ЕСПЧ индивидуально в каждом случае и только с учетом принципа верховенства Конституции.