Президент УК "Москва-cити": "Не думаю, что это был поджог или теракт"

Пути эвакуации в небоскребах позволяют человеку самостоятельно спуститься с верхнего этажа на землю, правда, на это потребуется 3,5-4 часа, рассказал в интервью "Ведомостям" Андрей Лукьянов, комментируя недавний пожар в башне "Федерация"
Президент управляющей компании "Москва-Сити" Андрей Лукьянов/ М.Стулов

Андрей Николаевич Лукьянов

Президент ОАО "Сити". Возглавил ОАО "Сити" с конца 2010 г. С 2007 г. занимал должность диревтора направления "Девелопмент" в «Русско-Азиатской Инвестиционной Компании». С 2005 по 2007 гг. являлся руководителем девелоперских проектов ОАО «Банк «Российский кредит» и проекта «Золотой остров». Ранее работал коммерческим директором ЗАО «Гута-девелопмент». Получил образование в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

ОАО "Сити"

Было создано для управления созданием и развитием проекта строительства Московского международного делового центра (ММДЦ) "Москва-Сити" в 1992 г. В том же году компания подписала с правительством Москвы генеральный договор об управлении созданием и развитием делового центра. Сейчас «Сити» разрабатывает и реализует программы, связанные со строительством и эксплуатацией ММДЦ, оказывает услуги арендаторам и застройщикам территории. Компания также координирует действия инвесторов, заказчиков и застройщиков проекта с федеральными органами власти и правительством Москвы. «Сити» осуществляет технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ по реконструкции дорог, возведению коллекторов, аварийно-регулирующих резервуаров, сетей связи, освобождению и очистке участков под застройку, приведению в порядок берегов и набережных р. Москвы. Ведет строительство собственных проектов. Так, компания выступала заказчиком по проектированию и строительству ОК «Башня-2000» (введена в эксплуатацию) и торгово-пешеходного моста «Багратион» (введен в эксплуатацию), многофункционального комплекса на участке 20, многофункционального малоэтажного комплекса на набережной Тараса Шевченко. В числе проектов компании - северный въезд в Центральное Ядро ММДЦ «Москва-Сити», диспетчерская коллекторов ГУП «Москоллектор» с административными помещениями и т.д.

Пожар в башне «Восток», которую строит в «Москва-cити» компания «Поток8» Сергея Полонского поднял важный для строительной отрасли Москвы вопрос - насколько оперативно специальные службы могут справиться с чрезвычайной ситуацией, возникшей в небоскребе. Рассказать, как тушили «Восток», «Ведомости» попросили Андрея Лукьянова, президента ОАО «Сити», которое с 1992 г. является управляющей компанией делового центра.

- Расскажите, что все-таки случилось вечером 2 апреля в башне "Восток" комплекса "Федерация"? Могло ли это быть, например, преднамеренным поджогом, терактом или срежиссированным способом получить страховку?

- Не думаю, что это был поджог или теракт. Наша версия такая: на 66-67 уровнях башни «Восток» по какой-то причине не были соблюдены правила проведения строительных работ. Возникновению пожара способствовали неблагоприятные погодные условия — сильный порывистый ветер. Возможно, часть ветрозащитного баннера действительно была плохо закреплена, налетела на прожектор и загорелась, а огонь распространился на стройматериалы, утеплитель бетона, опалубку, наружную рекламу. Эксперты МЧС сейчас проводят проверку и к середине апреля должны назвать точную причину возгорания. Для нас в этой ситуации важнее другое: потушить пожар на беспрецедентной высоте нам удалось без человеческих жертв и в довольно короткие сроки — всего за четыре часа.

- Как возглавляемая вами компания «Сити» участвовала в тушении пожара?

- Поскольку мы являемся управляющей компанией Московского международного делового центра, мы прежде всего должны были обеспечить взаимодействие инвесторов, застройщиков, генподрядчиков строящихся объектов с соответствующими службами - пожарными, МЧС, полицией. Узнав о возгорании, мы оперативно вызвали на объект руководителей строительства башни «Восток», инженеров, представителей инвестора и начали эвакуацию людей из башни, а также рабочих с прилегающих участков, выставили оцепление и далее выполняли те задачи, которые ставил перед нами штаб по ликвидации пожара: подключали или отключали электроэнергию, запускали подъемники, доставляли на них огнетушители, подключали мотопомпы и так далее. Очень важно, что мы могли использовать разные варианты тушения: как штатные системы, так и вертолетную технику.

- А представители МЧС заявили, что временный противопожарный водопровод башни «Восток» сработал не сразу...

- До 56-ой отметки башни вода точно была. Этот факт, кстати, подтвердили и в Могосстройнадзоре. Возгорание произошло на 66-67 этажах, но у нас было достаточно пожарных рукавов, чтобы добраться до очага. Также мы использовали переносные мотопомпы, они качали воду с нулевой отметки, возможно, были задержки с тем, чтобы подкачать воду до нужного этажа.

- Сергей Шойгу пообещал послать к вам проверки. Готовы ли объекты ММДЦ к ним?

- Думаю, да. Мы всегда только приветствуем такие вещи. Более того, не являясь контролирующей организацией, мы тем не менее сами регулярно, особенно перед праздничными днями, собираем собственников объектов в «Москва-сити» и проводим с ними инструктажи по общей безопасности. За прошлый год у нас состоялось десять таких мероприятий.

- Сейчас пользователи интернета активно обсуждают безопасность объектов в «Москва-сити». Говорят и о бетоне, который если не горит, то взрывается, и о том, что стеклопакеты в зданиях нельзя разбить... Можете развеять эти опасения?

- Жить и работать в «Москва-сити» безопасно. В каждом здании запроектированы и построены вертикальные пути эвакуации, которые обладают повышенными показателями пожаростойкости, так что даже травмированный человек сможет самостоятельно спуститься с верхнего этажа на землю. На это у него будет 3,5-4 часа. А что до мифов, то попробую их опровергнуть. Во-первых, бетон марки Б90, который использовался при строительстве комплекса «Федерация», не горит. Да, в результате длительного и непрерывного воздействия высоких температур может нарушаться целостность конструкций, выполненных из такого бетона, но это вовсе не означает, что здание обрушится. Во-вторых, действительно есть такой подход: для спасения людей из горящих зданий пожарные могут выбить стекла и произвести эвакуацию. В зданиях «Москва-сити» мы видим возможность эвакуации людей только с крыши вертолетами, вскрывать стеклопакеты просто не потребуется.

- Говорят также, что когда будут построены все объекты «Москва-сити», а их будет более 20 штук, то вертолетная техника не сможет эффективно между ними маневрировать...

- Вертолеты, может быть, и не будут свободно летать между башнями, но всегда смогут подойти к любому объекту с необходимой для работы стороны. Как раз сейчас совместно с Балашихинским ВНИИПО (Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны) мы разрабатываем регламент применения вертолетной техники в «Москва-сити», рассчитываем аэродинамику высотных зданий в деловом центре, намечаем пути подхода к каждому зданию, определяем типы вертолетов, которые могут нам потребоваться. Например, в этот пожар мы убедились, что вертолеты, оборудованные системой горизонтального пожаротушения, были не очень эффективны, а вертикальная система тушения пожара, наоборот, очень хорошо сработала.

- Вы говорили о том, что, возможно, инвесторы ММДЦ приобретут еще три вертолета. Кто и какую сумму собирается вложить в пожарную безопасность? И не приведет ли это к тому, что вертолеты будут обслуживать только здания их покупателей?

- Немного не так. В МЧС рассчитали, что городу для эффективного тушения пожаров необходимо еще три вертолета. Правительство Москвы высказало пожелание, чтобы они были приобретены за счет инвесторов, например, «Москва-сити», где такая техника может очень пригодиться. Но потом мы убедились, что такой подход не очень логичен. Если бы мы предложили покупать технику девелоперам, то они бы нам сказали: «У нас есть вся проектная документация, мы прошли экспертизу, вы нам разрешили построить эти здания, мы выполнили все спецтехусловия по обеспечению пожарной безопасности высоток, а теперь вы выставляете новые требования». Да и юридически оформить передачу городу техники, приобретенной инвесторами, можно было бы только через договор дарения, которое осуществляется только из прибыли, и эту прибыль еще нужно компаниям показать, заплатить с нее налог 20%. Также абсолютно непонятно, как покупать вертолетную технику за счет собственников объектов в ММДЦ. Ведь что такое собственник в «Москва-сити»? В одной башне «Город столиц» Capital Group их порядка 200: есть люди, которые купили апартаменты, есть компании, которые приобрели офисные помещения. Предприятие «Камов», осуществляющее проектирование и строительство вертолетной техники, по нашей просьбе рассчитало, что три вертолета марки Ка-32А11ВС (многоцелевые гражданские вертолеты, используемые в экстремальных ситуациях), которые подойдут для наших целей, обойдутся в 45 млн руб. Как вычислить сумму, которую должно заплатить каждое физическое и юридическое лицо, владеющее помещениями в «Москва-сити»? Наконец, в столице около 80 небоскребов, и у каждого объекта есть свои собственники, нельзя решать проблему только за счет обитателей «Москвы-сити».

Есть смысл создать единый городской парк вертолетной техники, который будет работать на все небоскребы столицы. А окупить затраты можно было бы либо через коммунальные платежи, включающие счета по обслуживанию этих объектов вертолетной техникой, либо приняв федеральный или городской закон об обязательном пожарном страховании высотных зданий. Тогда появилось бы законное основание взимания с людей, живущих и работающих в небоскребах, дополнительных средств на пожарную безопасность.

- Сколько ОАО «Сити» потратит в этом году на обеспечение безопасности зданий делового центра и на их эксплуатацию?

- Наши затраты на этот год составят около 300 млн руб.

- Какие суммы вам выделяет город?

- Москва по-прежнему финансирует нас только в качестве технического заказчика по своим объектам. За прошлый год мы получили из городского бюджета всего 2,5 млн руб.

- На что будут потрачены эти средства?

- Во-первых, у нас запланированы масштабные работы по повышению уровня безопасности делового центра. Сейчас сюда приезжает на работу, на деловые встречи и в торговый центр более 120 000 человек в сутки, а когда все объекты будут открыты, то их количество увеличится до 0,5 млн человек. Поэтому мы внедряем принципиально новую внутреннюю электронную систему доступа в ММДЦ. До сих пор люди проходили сюда по пропускам и спискам, при этом контроль осуществляли разные, не связанные друг с другом организации. Сейчас формируется единый диспетчерский пункт, который будет работать круглосуточно. Он будет следить за тем, кто и как попадает в «Москва-сити». Сотрудники ММДЦ и гости комплекса будут прикладывать электронные карточки на вход и выход, на въезд и выезд. Специальные видеорегистраторы будут считывать номера машин, проезжающих на территорию «Москвы-сити», и сверять их с базой угнанных автомобилей. На всей площади делового центра мы введем видеонаблюдение, лица людей, находящихся в ММДЦ, будут сверяться с криминальной базой МВД и ФСБ. Также в деловом центре будет работать эксперты по профайлингу, владеющие особыми психологическими методиками оценки и прогнозирования поведения людей. Считается, что по психологическому состоянию, внешности, невербальному и вербальному поведению человека, задумавшего или совершившего преступление, всегда можно вычислить в толпе законопослушных граждан. Такая методика эффективно используется израильскими службами безопасности, этот опыт мы заимствуем у них. Также мы намерены внедрить контроль доставки грузов в ММДЦ. Все грузы будут проходить досмотр в аэропортовом режиме. Для досмотра будет выделена специальная площадка вне «Москвы-сити», в деловой центр чистые грузы будут доставляться в ночное время на опломбированных автомобилях, передвижение которых будет отслежено через систему ГЛОНАСС.

Во-вторых, в этом году мы открываем несколько въездов в «Москва-сити» для автомобильного транспорта. Сейчас в сутки сюда приезжает более 2000 машин, на юго-западном въезде постоянная пробка. Поэтому в 2012 г. появятся еще северный въезд и три въезда на Пресненской набережной. А к 2015 г. въездов будет еще больше.

В-третьих, будучи управляющей компанией делового центра, мы продолжаем заниматься эксплуатации зданий и территории, поддержанием порядка, содержанием дорог и т. д.

- Насколько все это увеличит расходы собственников на коммунальные платежи?

- Сейчас в зданиях стоимость годового обслуживания составляет $100-120 за 1 кв. м в год. После внедрения новой системы безопасности стоимость обслуживания повысится на 8-10%. Мы считаем, что это вполне подъемная сумма для арендаторов и жителей комплекса.

- Сколько ОАО «Сити» заработало за прошлый год?

- За прошлый год мы в минусе на 40 млн руб. В этом году хотелось бы сработать хотя бы в ноль.

- Сейчас из всех заявленных проектов реализованы и эксплуатируются всего лишь семь. Как идет строительство остальных?

- Всего в «Москва-сити» запланировано 4,08 млн кв. м недвижимости, уже введено 1,35 млн кв. м, то есть почти треть. Еще треть находится в активной фазе строительства, треть — в котловане или на стадии проектирования. Ни одного объекта не заморожено, инвесторы в поставленные им сроки — завершить все строительство в деловом центре планируется до 2015 г. — укладываются.

- Как решается транспортная проблема "Москвы-сити"? Власти обещали дотянуть до вас Калининско-Солнцевскую линию метро, снабдить ТПУ, связать с аэропортами, даже речное сообщение организовать, но потом заявили, что сократят программу транспортного обеспечения ММДЦ на 8 млрд руб.

- Вся заявленная городскими программами транспортная инфраструктура в деловом центре остается, но ищутся более оптимальные варианты. Мне известно, что принято решение отказаться от нескольких мостов и эстакад в районе ММДЦ. Но 4 станции метро, транспортно-пересадочный узел на 11-м участке, экспрессная связь с аэропортами, разворотные площадки, подъезды, развязки и т. д. - все это останется. До 2015 г. город выделяет на развитие транспортной инфраструктуры еще 6 млрд руб. Этих средств вполне достаточно, чтобы в деловой центр было удобно и быстро добираться. Что касается речного сообщения с «Москва-сити», то отдельной программы по нему нет, но рассматриваются варианты привлечения инвесторов к организации речных перевозок.

- Как обстоят дела с сетями?

- Все сети будут готовы к 2014 г., за год до окончания строительства. Планируемая сумма расходов по этой статье на ближайшие два года - около 1 млрд руб.

- А что с парковочными местами?

- Сейчас деловой центр обеспечен более 7000 машиномест, а к 2015 г. их будет 30 000. Мы считаем, что с условием введения новых станций метро и налаживанием общественного транспорта в районе ММДЦ этого более чем достаточно.

- Рублево-Архангельское, а не «Москву-сити» называют наиболее перспективным местом для создания международного финансового центра. Если этим планам будет суждено сбыться и крупнейшие финансовые компании, власти и бизнес выедут за МКАД, не боитесь, что деловой центр опустеет?

- Конкурировать с Рублево-Архангельским мы не будем, даже если там будет создан финансовый центр международного уровня. Надо понимать, что финансовый центр — это не набор объектов недвижимости, а кластер услуг, которые действительно целесообразно собрать в одном месте. При тотальном запрете на строительство офисов в центре рынок проглотит все коммерческие площади в «Москва-сити» и попросит еще. Говорят, что арендные ставки могут снизиться, но я слабо в это верю, пока они только растут.