Статья опубликована в № 3652 от 14.08.2014 под заголовком: Развязка с удвоением

Ведомства предложили по-другому считать построенные дороги

Резко увеличить строительство дорог, как велел президент Путин, можно, если, например, по-иному учитывать длину мостов и развязок
Е.Разумный для Ведомостей

В конце 2012 г. Владимир Путин поручил правительству удвоить темпы строительства дорог - за 2013-2022 гг. построить и реконструировать вдвое больше, чем в 2003-2012 гг.

По оценкам Минтранса, для этого в среднем в год надо строить по 780 км федеральных магистралей - против 320-350 км в прошлом десятилетии - и 2940 км региональных - против 1000-1600 км.

Минтранс уже предупреждал: регионы могут не выполнить поручение из-за недостатка финансирования - им не хватает даже на содержание имеющейся сети. Удвоение темпов строительства федеральных дорог предусмотрено в госпрограмме развития транспорта (см. график на стр. 05). Но если бюджетные ассигнования будут сокращаться, Росавтодор тоже рискует не достичь цели, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру.

Поэтому обсуждается небольшая корректировка, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Первый вариант - перенести срок исполнения президентского поручения на 2023 г. или позднее, говорят собеседники «Ведомостей». Росавтодор уже предложил продлить федеральную целевую программу до 2025 г., сообщил ИТАР-ТАСС руководитель ведомства Роман Старовойт. Продление программы действительно связано и с президентским поручением, объяснял другой сотрудник Росавтодора.

Второй вариант - по-другому учитывать протяженность искусственных сооружений: мостов, эстакад, развязок и др. Расходы на их строительство высоки, а прирост километража минимален, сетует чиновник, курирующий инфраструктуру: например, мост через Керченский пролив обойдется в 247 млрд руб., а прироста протяженности он даст менее 20 км. Главным статистическим итогом Керченского моста будет рекорд стоимости километра, иронизирует он. Чтобы строительство сложных объектов помогало выполнить план Путина, можно ввести специальный коэффициент для учета их протяженности, объясняют собеседники «Ведомостей».

Официально такие предложения еще не выдвигались, пока только идет обсуждение, подчеркивают собеседники «Ведомостей».

Представитель Минтранса от комментариев отказался, представитель Росавтодора не ответил на запрос.

Это не первая попытка скорректировать президентские поручения. К примеру, Минфин, чтобы оптимизировать расходы регионов, предложил изменить параметры индексации зарплат бюджетников, заложенные в инаугурационных указах Путина: допустить отклонение на 5% от средней зарплаты по региону, а из ее расчета исключить заработки госслужащих и военных, поскольку их зарплата не зависит от развития экономики региона.

В случае с автодорогами речь не идет о хитростях учета, считает гендиректор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: политическую задачу удвоить темпы просто следует перевести в инженерные счетные категории. Очевидно, что в статистике нельзя одинаково учитывать однополосную дорогу пятой, низшей, категории и скоростную автомагистраль, продолжает он, точно так же необходимо отдельно учитывать развязки, эстакады и другие сложные объекты.

Чтобы выполнить политическую задачу удвоить сеть, нужно не дорогие искусственные сооружения строить, а переключиться на строительство в регионах, рекомендует Блинкин: сейчас две трети расходов на дорожное хозяйство приходится на Московский регион в пределах ЦКАД, треть - на дороги в других регионах, а должно быть наоборот. При строительстве дорог в Москве или Санкт-Петербурге доля затрат на подготовку территории доходит до 60% от общей стоимости из-за высоких цен выкупа земли, и цена километра в Москве и в регионах может различаться в 10-15 раз. Если меньше бороться с московскими пробками и концентрироваться на развитии региональной сети, то и политическую задачу выполнить будет несложно, заключает Блинкин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать