Статья опубликована в № 3679 от 22.09.2014 под заголовком: Интервью: Работа с генпланом должна быть более гибкой

Интервью - Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по градостроительной политике

stroi.mos.ru
1997

Гендиректор строительной торгово-промышленной фирмы «Ак барс».

1999

Заместитель генерального директора ГУП «ПЭО «Татэнерго».

2002

Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана.

2010

Назначен заместителем мэра Москвы Сергея Собянина.

Драйверами градостроительного развития столицы станут территории вокруг МКАД, МКЖД, Москвы-реки, ТПУ и новая Москва. О том, как в итоге это изменит город, в интервью «Ведомостям» рассказывает заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

- Как только пришла новая команда в правительство Москвы, она заявила о необходимости актуализировать генплан. Когда это случится или вместо него будет мастер-план?

- Юридически понятие «мастер-план» у нас не закреплено. Чтобы его принять, нужно внести изменения в Градостроительный кодекс РФ. Мы считаем, что генеральный план города должен быть более гибким. В предыдущем документе, принятом в 2010 г., были ошибки в прогнозах прироста населения, автомобилизации и т. д. На деле экономика заставила развиваться город по-другому. Поменялся транспортный каркас - в предыдущем генплане не было заложено такого активного развития железных дорог, строительства метро.

А в ряде случаев генплан является сдерживающим фактором: например, инвесторы хотят построить нужный городу объект и у них есть финансовые возможности, но мы не можем разрешить, так как в генплане эта зона определена под другие цели. В законе есть такая норма, что в генеральный план можно внести корректировки в течение пяти лет. При внесении корректировок посмотрим, какие законодательные нормы нужно утвердить, чтобы работа с генпланом была более гибкой.

Кстати, многие мировые столицы делают стратегию пространственного развития, а уже на уровне проектов планировок детально прорабатывают территории. У Нью-Йорка, Лондона нет генплана в нашем понимании. Для нас важно заложить новые принципы градостроительной политики: создание полицентричной структуры города за счет новых центров экономического роста с новыми рабочими местами, особенно в новой Москве; комплексное развитие территорий; комплексная реновация промзон; единая концепция развития набережных Москвы-реки; приоритет комфортных общественных пространств.

- Вы недавно ездили осматривать территории вокруг МКАД. Что там планируется?

- Мы будем продолжать реконструировать МКАД, основная идея - сделать более удобные подъезды. Нам нужно определить с инвесторами, как они будут участвовать в софинансировании работ. Мы посмотрели все съезды, примыкания, въезды/выезды на МКАД. Только въездов/выездов насчитывается 298, из них 186 с внешней стороны (со стороны области)! Когда начали проверять, выяснилось, что большая часть появилась вообще без всяких согласований. То есть инвесторы «сели» на готовую инфраструктуру, и из-за этого одна полоса на МКАД не работает.

- А что говорят инвесторы?

- Мы сейчас реконструируем основные развязки на МКАД, делаем дублеры между ними и в ходе этой работы как раз общаемся со всеми собственниками. Практически все крупные компании согласны, для них ведь это еще увеличение пассажиропотока. Это «Крокус», «Мортон». Мелкие, наверное, будут против. Но либо они принимают участие в финансировании подъездных путей к своим объектам, либо мы будем закрывать их, если они не соответствуют техническим нормам.

- Какие планы по застройке внутренней части МКАД?

- В настоящее время проводится оценка состояния и использования земельных участков и объектов, расположенных вдоль МКАД. Решение о новом строительстве на прилегающих к МКАД территориях будет приниматься только после тщательного и всестороннего анализа его целесообразности и необходимости для нужд города.

- Как идет программа по развитию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ)? Много ли желающих инвестировать?

- Идет разработка градостроительной документации, анализ имеющихся земельно-имущественных отношений, ведем переговоры с землепользователями о процедуре их вовлечения в реализацию проектов ТПУ. По 146 ТПУ определены границы разработки проектов планировки, по 61 определены границы размещения объектов, по 17 на градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) одобрены проекты планировки. Приступили к подготовке проектной документации. По мере формирования технико-экономических показателей (ТЭП) каждого объекта будут разрабатываться и механизмы финансирования строительства. До конца года, надеюсь, сформируем предложения для инвесторов. Интерес к ТПУ со стороны инвесторов, безусловно, есть: интересуются «Ташир», «ТПС-недвижимость», «РГ-девелопмент».

- Почему на станциях МКЖД объявили тендер на строительство только технологической части ТПУ?

- Потому что физически не успевают сделать все. Поэтому сделают технологическую часть, которая необходима для запуска пассажирского движения. Остальная часть ТПУ будет строиться вторым этапом. Транспортные узлы, помимо того что должны сформировать систему комфортной пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой и снять нагрузки на улично-дорожную сеть, должны еще стать катализаторами развития территорий вокруг.

- Например?

- Территории вокруг МКЖД занимают более 10 000 га, там 31 пересадочный узел, из которых 11 пересадок на метро, 6 пересадок на радиальные направления железной дороги, 4 пересадки, совмещенные и с метро, и с железной дорогой. Предварительная проработка градостроительного потенциала территорий ТПУ показала, что там можно построить примерно 3 млн кв. м недвижимости. Мы рассматриваем ТПУ на МКЖД вместе с развитием прилегающих территорий и видим ТПУ как некие центры общественно-деловой активности, центры притяжения. Попытаемся решить две задачи: обеспечить эффективные транспортные связи с прилегающими территориями и сформировать точки экономической активности.

- Меняется ли качественно инвестор в Москве?

- Думаю, что определенные изменения есть. Прежде всего мы видим у ряда инвесторов намерения реализовать комплексные проекты. Речь идет не просто о застройке, но и об участии в формировании инфраструктуры территории (транспортной, социальной). Подавляющее большинство (93%) введенных объектов за семь месяцев этого года возведено за счет внебюджетных источников. Инвесторами введено 4 млн кв. м недвижимости - на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Около 30% ввода объектов социальной сферы приходится сегодня на инвесторов, и мы планируем сохранить положительную динамику. Коммерческие детские сады возводятся в составе крупных жилых комплексов, например в жилых комплекса «Царицыно», «Первом московском городе-парке», «Солнцево-парке» и др.

Девелоперские проекты, которые будут активно развиваться в ближайшие три года, в основном связаны с освоением производственно-коммунальных зон, так как на территории старой Москвы мало свободных площадок для нового строительства. Среди крупных проектов - редевелопмент территории бывшего Московского зеркального комбината для строительства жилого комплекса и ТПУ «Ботанический сад» (ГК «Пионер»), редевелопмент промзоны «Грайвороново» («ПСН-групп»), части территории производственно-коммунальной зоны ЗиЛ с реконструкцией территории стадиона «Торпедо» (ОПИН). Определены 12 точек роста в новой Москве, которые получат свое развитие в ближайшее время. Из иностранных - ЗАО «МИГ» (представляет интересы французского инвестиционного фонда «Международная инвестиционная группа» под управлением люксембургской группы Kaltchuga Capital Management. - «Ведомости») планирует построить за ТЦ «Мега Теплый Стан» бизнес-парк и получило разрешительные документы на первую очередь в 52 000 кв. м. В перспективе проект может быть увеличен до 600 000 кв. м.

- Вы сообщали, что на сегодня выдано разрешений более чем на 40 млн кв. м. Что это за недвижимость?

- На 1 августа в строительстве находилось 6386 объектов общей площадью 40,4 млн кв. м. Из них примерно 47% - жилье (19 млн кв. м, из которых более 4 млн - это ИЖС в новой Москве), около 13% - многофункциональные центры, 7% - торгово-бытовые помещения, 4% - спортивные, около 6% - гаражного назначения.

- Правда ли, что «Мосинжпроект» решил заняться девелоперским бизнесом? Если да, то какие проекты он реализует?

- «Мосинжпроект» развивается в качестве инжинирингово-строительной компании полного цикла. Компания, в частности, играет существенную роль в реализации программы развития ТПУ на станциях Московского метрополитена - выступает генеральным проектировщиком ТПУ на строящихся станциях. Часть проектов «Мосинжпроект», возможно, будет развивать как девелопер. Но об этом еще рано говорить, никаких решений не принято.

- Вы говорили, что за счет инвесторов строятся физкультурно-оздоровительные комплексы. Кто эти инвесторы?

- В 2014-2016 гг. за счет средств инвесторов планируется возвести 38 объектов физической культуры и спорта, это примерно 0,74 млн кв. м. Открытый недавно многофункциональный комплекс стадиона «Спартак» - первый пример строительства инвестором такого объекта в Москве.

- Будет ли комплексно осваиваться «золотой остров»? Как будете стимулировать владельцев инвестировать в развитие участков?

- Территория так называемого «золотого острова» будет развиваться комплексно. Если раньше планировалось создать плотную застройку со стороны Софийской набережной, закрыв тем самым видовые панорамы на Кремль, то новый проект в качестве обременения предусматривает организацию общедоступной пешеходной улицы в центре участка, ориентированной на Водовзводную и Боровицкую башни Московского Кремля.

Мы собрали всю информацию - кому какие разрешительные документы выданы, сейчас с каждым инвестором определяемся, когда и что он строит. Тем, у кого нет градостроительных решений, дал поручение, чтобы инвесторы подготовили свои предложения и до конца года вынесли на рассмотрение ГЗК.

- Что планируется строить в «Рублево-Архангельском»? Будет ли там МФЦ?

- Сейчас заканчивается подведение итогов международного конкурса по разработке архитектурно-градостроительной концепции МФЦ, инвестор считает экономику проекта. Параллельно идет разработка проекта планировки на территории «Рублево-Архангельского» (заказчик - ЗАО «Рублево-Архангельское»; плановый срок окончания - I квартал 2015 г. - «Ведомости»). Планы по строительству МФЦ остаются в силе. Потенциал застройки - более 5 млн кв. м недвижимости, планируется создание до 100 000 рабочих мест.

- Будет ли гостиница рядом со зданием мэрии на Новом Арбате?

- Инвестор обратился в правительство Москвы с предложением рассмотреть возможность строительства гостиницы с апартаментами (31 638 кв. м, высота - 42,3 м). Но ГПЗУ одобрен без увеличения ТЭПов, так как застройка этого района уже исторически сложилась и жители близлежащих домов выступили резко против нового строительства. Площадь здания останется прежней.

- Как будет скорректирована адресная инвестиционная программа на 2015-2017 гг.?

- По-прежнему в приоритете останется реализация направлений, являющихся для города ключевыми: развитие социальной инфраструктуры и транспортной. Например, что касается крупных дорожных объектов, то здесь приоритет будет отдан завершению строительства основных магистралей, обеспечивающих связь западной и северо-западной частей города с инновационным центром «Сколково»; строительству Северо-Восточной хорды и Южной рокады; реконструкции автодороги А-101 Москва - Малоярославец - Рославль (Калужское шоссе) до границы с Республикой Беларусь на участке от 20-го км до ЦКАД; реконструкции аварийных и негабаритных автодорожных путепроводов через МКЖД и на радиальных направлениях МЖД с ликвидацией одноуровневых переездов.

- Много говорилось о необходимости строить связки между магистралями. Они строятся? Если да, то какие и где?

- Южная рокада, которая обеспечит связь Каширского и Варшавского шоссе, - это и есть пример поперечной связки. В 2013 г. закончено строительство участка Южной рокады от Балаклавского проспекта до Рублевского шоссе. Введение участка Четвертого транспортного кольца от ш. Энтузиастов до Измайловского шоссе позволило создать удобные связи между двумя магистралями. Открытие движения по первому участку Алабяно-Балтийского тоннеля позволило в 30 раз сократить время перемещения от ул. Алабяна до ул. Большой Академической.

Летом этого года введены после реконструкции две дороги в новой Москве, они, по сути, тоже являются поперечными связками - от Киевского до Калужского шоссе и от Боровского до Киевского. К 2018 г. в новой Москве планируется реконструировать еще 12 дорог, практически все они (за исключением Калужского шоссе) формируют поперечные дорожные связки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать