Уровень вакансии помещений в новых столичных торговых центрах достиг 3,5%

Москвичи все реже ходят в магазины и все меньше тратят, свидетельствуют отчеты аналитиков. Застройщики продолжают вводить торговые центры.

В конце августа магазины готовились к традиционному предшкольному всплеску спроса. Но его не произошло. В период с 25 по 31 августа Shopping Index, рассчитываемый компанией Watcom, упал на 23% по сравнению с тем же периодом 2013 г. Тенденция по посещаемости ТЦ негативная, отмечают аналитики.

В начале 2014 г. индекс потребительской уверенности Росстата находился на уровне минус 11 пунктов, вспоминает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазина магазинов». Во II квартале 2014 г. российские потребители стали положительнее оценивать ситуацию в стране: индекс хотя и остался в зоне отрицательных значений, однако повысился на 5 пунктов. Рост продаж прекратился с середины 2013 г., напоминает Диана Зазнобина, партнер, ведущий консультант компании «Магазин магазинов», наступила стагнация.

Товарооборот снижается от 5 до 20% в зависимости от товарной группы, подтверждает Алексей Ванчугов, партнер Accent Group. Падение объясняется не только рецессией, но и обострением конкуренции, уверяет он, так выявляются слабые ритейлеры.

Компания «Галс-девелопмент» (девелопер Центрального детского магазина, ЦДМ) отметила «снижение активности потенциальных арендаторов в феврале - марте этого года на фоне [политической] нестабильности». Но уже с начала лета темпы сдачи в аренду снова достигли показателей прошлого года, а в августе превзошли ожидания, радуется Мария Шулутко, управляющая ЦДМ. Сейчас, по ее словам, сдано 90% магазина по ставкам «верхней границы рынка».

Роман Гусейнов, коммерческий директор компании «Торговый квартал менеджмент», поделился, что в их торгцентре в Домодедове товарооборот не упал, а, напротив, вырос на 9,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Посещаемость комплекса тоже увеличилась - на 5%, количество чеков - на 3%. Но в целом ритейлеры жалуются на падение выручки до 10% и более, признает он, только единичные магазины в очень успешных местах показывают рост.

Еще год-полтора назад ритейлеры понимали, зачем они открывают новые магазины, рассказывает Зазнобина, но с наступлением политической и экономической неопределенности большинство операторов заняли выжидательную позицию.

На ритейлерах сказался курс доллара, резко выросший по отношению к рублю, что привело к повышению ставки аренды в рублях, объясняет Гусейнов. В результате у многих арендаторов платежи увеличились на 20%, но редкие операторы показывают рост выручки на 20%, сожалеет он.

Сейчас многие торговцы сделали выбор в пользу оптимизацией сетей, отмечает Зазнобина, а открытие новых точек происходит «на безрисковых условиях» - в готовых объектах в хороших местах. «Год-два назад мы видели гиперактивность ритейла, сегодня достаточно высокий интерес операторов сохранился к качественным проектам, умеренный - к остальным и полное игнорирование спорных комплексов», - подтверждает Гусейнов.

Арендаторы, как и в 2009 г., просят скидки, говорит Ванчугов. Желаемый дисконт, по словам Зазнобиной, - 20-30%. Арендаторы, продолжает она, пытаются полностью оградить себя от рисков. Все чаще они стараются заменить депозиты на банковские гарантии либо максимально отсрочить оплату, привязать ее к конкретным этапам (например, передаче помещения под отделку). Настаивают на том, чтобы прописать в договоре максимальный процент от товарооборота, который готовы отдавать в качестве ежемесячных платежей.

Собственники торговых площадей, наученные кризисным денежным «голодом», идут навстречу арендаторам. Девелоперы действующих ТЦ нередко отказываются от применения ежегодной индексации, в качестве временных мер вводят фиксированный курс доллара и евро, перечисляет Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International. В строящихся ТРК часто пересматривают коммерческие условия и вводят CAP (границы арендной ставки) и/или ограничение курса доллара/евро.

Тем не менее новые объекты в столице все чаще открываются заполненными на 60-70%, что меньше, чем год назад и ранее, замечает Васюткин. Растет и показатель вакантных площадей: в среднем по московским торговым центрам он увеличился до 3,5% - самый высокий уровень с 2010 г.

За январь - август в Москве, по данным CBRE, было введено пять крупных и несколько небольших ТЦ общей площадью 320 000 кв. м (среди них - Vegas Crocus City на 110 000 кв. м, «Весна» на 56 000 кв. м, GoodZone на 56 000 кв. м, «Водный» на 32 000 кв. м). Совокупное предложение в Москве увеличилось на 6% и составило 4,4 млн кв. м, подсчитал «Магазин магазинов». До конца года заявлено открытие еще 13 ТЦ суммарной площадью около 655 000 кв. м. Среди них - «Авиапарк» и «Колумбус» арендопригодной площадью 230 000 и 140 000 кв. м соответственно. Однако, по оценкам CBRE, реально откроется около 300 000 кв. м новых торговых площадей.