Все крупнейшие кубанские компании, строившие дороги для Олимпиады-2014, обанкротились

Все крупнейшие кубанские компании, которые строили дороги для олимпийского Сочи, обанкротились: вслед за КДБ и «Тоннельным отрядом - 44» настала очередь «Тоннельдорстроя»
В строительстве дублера Курортного проспекта (на фото) участвовали «Тоннельный отряд - 44» и «Тоннельдорстрой»/ Дмитрий Феоктистов/ PhotoXPress

Краснодарский арбитраж 29 сентября рассмотрел заявление ООО «Междуречье» о банкротстве «Тоннельдорстроя»: кредитор, долг перед которым 14 млн руб., просил ввести наблюдение, но так как еще в начале сентября единственный собственник «Тоннельдорстроя» (Кубанская финансовая компания) решил его ликвидировать, то суд ввел сразу конкурсное производство, говорится в акте на сайте Высшего арбитражного суда.

Согласно акту к моменту банкротства долги «Тоннельдорстроя» составляли 3,7 млрд руб., в том числе подтвержденные вступившими в силу судебными решениями - 1,9 млрд руб., а имущество и дебиторская задолженность оценивались всего в 1,8 млрд руб. «Тоннельдорстрой» был создан в Сочи в 1991 г. на базе советского предприятия, участвовал в качестве подрядчика в строительстве нескольких дорог для Олимпиады-2014. В конце 2013 г. основатель и основной владелец «Тоннельдорстроя» Юрий Мордвинков и его партнеры продали предприятие Кубанской финансовой компании (КФК). КФК оказывает представительские, бухгалтерские, консалтинговые и юридические услуги, ее гендиректор Алексей Скрыглюков тогда не захотел сказать, зачем куплен «Тоннельдорстрой», вчера его не удалось застать в офисе, телефоны «Тоннельдорстроя» не отвечали.

КФК была создана в 2002 г. Крайинвестбанком (принадлежит администрации Краснодарского края) и принадлежала ему до 2011 г., когда была продана физлицам. «Тоннельдорстрой» в 2014 г. простил департаменту автомобильных дорог Краснодарского края 2,1 млрд руб. неустоек за опоздание с предоставлением документации и участков под строительство олимпийских дорог. Департамент в свою очередь простил компании 1,16 млрд руб. за срыв сроков строительства (стороны заключили восемь мировых соглашений в арбитраже; еще в одном иске к компании - на 214 млн руб. департаменту отказал суд).

«Банкротство может быть нужно для приобретения активов банкрота при распродаже конкурсным управляющим или оспаривания ранее совершенных сделок банкрота; возможно, собственник решил, что компания не выживет, и продажа КФК была всего лишь этапом ее ликвидации», - рассуждает управляющий южной дирекцией юрфирмы «Вегас-лекс» Максим Григорьев.

В июле 2014 г. обанкротилась краснодарская КДБ. В качестве одной из причин огромных убытков 2013 г. (1,67 млрд руб.) компания указывала то, что заказчики олимпийских дорог не возмещают затраты на создание производственных баз в Сочи и на аренду земли, помещений, проживание и питание сотрудников, доставку их к месту работы. В феврале этого года обанкротился «Тоннельный отряд - 44» (Сочи), который строил в том числе дублер Курортного проспекта.

В реестр кредиторов КДБ и «Тоннельдорстроя» суды еще не успели никого включить, иски к ним подавали субподрядчики и контрагенты, в реестр «Тоннельного отряда - 44» включено 15 кредиторов с требованиями на 4 млрд руб., крупнейший из них - ВТБ (долг - 3,6 млрд руб.). «В первые месяцев девять наблюдения кредиторы оценивают ситуацию и определяют тактику, пока сложно сказать, какую часть долгов смогут получить кредиторы», - говорит менеджер ВТБ.