Статья опубликована в № 3733 от 09.12.2014 под заголовком: Номерная политика

Заполняемость московских отелей сократилась до 60%

Доходность московских отелей за неполный год снизилась примерно на 10% в рублях к прошлому году. Основная причина - недостаток загрузки: интуристы отказываются от поездок
Отельеры надеются, что интуристов заменят россияне
С. Портер / Ведомости

Опрошенные «Ведомостями» отельеры признают: Москву посещает все меньше иностранных гостей, операторам приходится переориентироваться на внутренний туризм и снижать цены. За три квартала 2014 г. аналитики зафиксировали в столице уменьшение заполняемости отелей на 7,4% (Cushman & Wakefield) или даже на 9% (JLL). По их данным, она упала примерно до 60%, что является минимальным показателем с 2011 г.

Интурист не летит

Гостей из-за рубежа стало меньше из-за изменившейся политической и экономической ситуации, ухудшения имиджа страны на мировой туристической арене, объясняют участники рынка. «А для Москвы международный спрос критичен - качественные гостиницы до 80% заполнялись иностранными посетителями», - говорит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По словам главы департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвида Дженкинса, хотя московские отели и стали доступнее для иностранных туристов (снижение тарифов в валюте составило около 15%, в рублях - около 2%), но «общая обстановка не стимулирует их приезжать в Москву».

«Первое полугодие прошло для нас достаточно благополучно, август преподнес неприятный сюрприз - загрузка отелей Москвы резко просела, - рассказывает региональный директор Accor HotelServices в России, Грузии и странах СНГ Алексис Деларофф. - Многие зарубежные тургруппы, которые обеспечивали нам стабильный приток гостей в период отпусков, отказались от поездок в Россию».

Владимир Поддубко, руководитель гостиничного бизнеса «Корпорации А.Н.Д.» (владеет несколькими гостиницами в Москве, включая Intercontinental Tverskaya), вторит оператору: «Если первые шесть месяцев показатели тарифа и загрузки соответствовали ожиданиям и даже их опережали, то вторая половина года продемонстрировала небольшое снижение загрузки». Он объясняет это уменьшением деловой активности на рынке и выжидательной позицией иностранных компаний.

Осенью, по словам Деларофф, наблюдалось «постепенное снижение потока зарубежных бизнесменов, приезжающих из традиционных стран Европы - основных постояльцев столичных отелей». Сокращение деловых контактов между Россией и Западом, вызванное санкциями, отразилось на бизнесе, а значит, и на числе командированных, отмечает он. Сильнее всего оказался отток в бизнес-туризме и сегменте MICE (мероприятия и конференции), признает представитель сети Hilton.

Люкс не нужен

Снижение загрузки в наибольшей степени ощутили отели верхнего ценового сегмента, говорит Поддубко, и это «несмотря на удешевление стоимости проживания». В Москве это наиболее конкурентный сегмент, объясняет Дэвид Дженкинс, на него приходится 22% брендированного предложения, основная его часть - это большие отели с конференц-залами. По данным JLL, гостиницам верхнего сегмента пришлось пойти на самое значительное снижение тарифов - почти на 6% в рублях.

Управляющий партнер «Альянс отель менеджмента» и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов говорит, что сейчас у командированных «другие бюджеты»: «Раньше чиновники могли себе позволить дорогие отели, теперь нет».

Представительница сети «Азимут» рассказала «Ведомостям», что из-за снижения спроса отельеры ведут «более агрессивную ценовую политику», например, в среднеценовом сегменте тарифы снизились на 8-10%. Алексис Деларофф признался «Ведомостям», что Accor осенью пошла на «пересмотр ценовой политики» для того, чтобы привлечь российских путешественников: «В долгосрочной перспективе это безопасный способ компенсировать снижение потока иностранных бизнесменов». А вот в «Корпорации А.Н.Д.» предпочитают не снижать расценки, упирая на то, что по сравнению с Европой в Москве они «вполне конкурентны», рассказал Поддубко.

С начала года доходность на номер (RevPAR) в московских отелях в рублях в среднем снизилась на 10,5%, отмечает Дженкинс. Хуже показатель (минус 25%) был только в 2009 г., вспоминает он.

Новые ориентиры

В нынешней ситуации выигрывают недорогие отели - их заполняемость держится на уровне прошлого года. «В управляемых нами отелях «3-4 звезды», таких как «Гринвуд», загрузка не просела, - говорит Вадим Прасов. - Но глубина бронирования низкая - клиенты заказывают номер буквально перед въездом».

Текущая ситуация, по прогнозам экспертов, скажется на планах по строительству новых отелей в Москве. «Бумажные проекты будут заморожены, часть отменится, - полагает Смирнова. - Те, что уже на площадке, будут завершаться». По подсчетам JLL, до конца 2018 г. в столице заявлено более 10 000 новых качественных номеров, но реальный результат будет меньше.

Строительство новых гостиниц зависит, скорее, от возможностей собственников по привлечению финансирования, чем от временного снижения спроса на номера, говорит Поддубко. С ним соглашается Дэвид Дженкинс: «Это проблема инвестиций, не гостиничного рынка». По мнению Поддубко, на рынке есть место для новых игроков, особенно в недорогих сегментах.

По словам Алексиса Деларофф, сейчас даже по согласованным проектам девелоперы обсуждают возможности перепрофилирования из отелей «4-5 звезд» в более дешевые. «Например, вместо гостиниц среднего сегмента Mercure мы рекомендуем возводить отели эконом-класса Ibis», - отмечает он. Отказов от строительства намеченных объектов Деларофф пока не видит.

«Amtel Properties, как девелопер отелей «3-4 звезды», смотрит на 2015 год оптимистично, - говорит представитель компании Анна Завьялова. - Если рынок будет развиваться как сейчас, количество посетителей и экспонентов выставок сократится, но у тех, кто поедет, будет востребовано более бюджетное размещение». Amtel Properties в следующем году открывает в Строгине Hampton by Hilton Moscow и надеется на то, что он будет востребован «за счет новых клиентов, отказавшихся от более дорогого размещения».

Не отказываться от планов по строительству отелей при наличии средств рекомендует и Прасов: «Начатый сейчас, отель выйдет на рынок через два-три года, в других экономических реалиях, когда многие его конкуренты устанут - ведь наверняка большая часть собственников будет экономить на обновлении гостиниц».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать