20% строящихся торговых центров в Москве может быть заморожено в 2015 году

На столичный рынок выйдет чуть больше половины от ранее заявленных к вводу торговых площадей
Денис Абрамов/ Ведомости

Строительство около 20% возводящихся и планируемых торговых центров (ТЦ) будет заморожено, начиная уже со II квартала 2015 г., говорится в исследовании компании Knight Frank.

«При улучшении рыночной ситуации "разморозка" займет от 12 до 24 месяцев», – говорится в отчете Knight Frank. Эксперты компании также ожидают во II–III кварталах 2015 г. волну смены собственников ряда проектов: замороженные проекты перейдут к кредитным организациям.

«Динамика строительства и ввода новых торговых центров будет находиться под давлением рыночной ситуации: некоторые столичные и многие региональные объекты могут быть заморожены в связи со снижением спроса со стороны ритейлеров и недоступностью финансирования: девелоперы не будут начинать строительство новых объектов, а лишь будут заканчивать те, что находятся на продвинутой стадии», – дополняет Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей компании JLL.

Таким образом, основная угроза замораживания начатых проектов исходит от снижения покупательской способности граждан и ухода с российского рынка ряда розничных операторов. Так, в конце 2014 г. о закрытии части магазинов объявили Adidas, Incity, Media Markt, Samsung, Спортмастер, Стокманн. Кроме того, о приостановке планов по открытию новых магазинов объявили холдинги BNS Group, Inditex, LPP и Melon Fashion Group. Ряд международных операторов в конце года по разным причинам закрыл последние торговые точки (Chevignon, Esprit, Gerry Webber, New Look, OVS, River Island, Sepalla, Wendy`s).

В 2015 г. эксперты Knight Frank ожидают увеличения доли новых операторов, пришедших в Москву с азиатских рынков, преимущественно из Турции и Китая. Это связано с текущим направлением политики нашей страны по взаимодействию со странами Востока. «При этом существует риск, что новые малоопытные и малоизвестные рынку торговые операторы не смогут составить сильный набор арендаторов торговых центров, но позволят заполнять пустующие площади и генерировать арендный доход», – говорится в сообщении компании.

А пока столичные торговые центры начинают пустеть. Эксперты отмечают, что на рынке торговой недвижимости Москвы уже стало нормой открытие полупустого торгового центра. Так, начатая в 2014 г. тенденция открытия проектов, когда незанятые площади составляют 30–40%, продолжится и в 2015 г.

В 2014 г. общий объем предложения торговых площадей в Москве достиг отметки 4,8 млн кв. м, или 396 кв. м на 1000 жителей, а годовой прирост стал рекордным, отмечают аналитики компании CBRE. По данному показателю Москва приблизилась к уровню западноевропейских столиц, где обеспеченность населения торговыми площадями составляет 450–600 кв. м. В 2015 г. объем предложения торговых площадей увеличится до 5,4 млн кв. м (прогноз CBRE). «Общий объем анонсированного предложения на 2015–2016 г. составляет 1,4 млн. кв. м. Однако текущие условия банковского кредитования и вход экономики в рецессию не способствуют развитию новых проектов», – считают аналитики CBRE.

В 2015 г. в Москве анонсирован ввод около 900 000 кв. м, уточняют аналитики JLL. Но, по их оценкам, на столичный рынок выйдет чуть больше половины от заявленного – около 500 000 кв. м торговых площадей.