Москва подумывает вывести на биржу крупнейшую проектно-строительную компанию в России

Она создается на базе «Мосинжпроекта»
Речь идет об объединенной строительно-проектировочной компании, создание которой одобрила месяц назад Федеральная антимонопольная служба/ Е. Разумный/ Ведомости

После того как структурируем «Мосинжпроект», мы можем провести IPO, например, на Гонконгской бирже – такие планы у нас есть», – рассказал «Ведомостям» вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин. Но произойти это может «через 2–3 года, не раньше».

Речь идет об объединенной строительно-проектировочной компании, создание которой одобрила месяц назад Федеральная антимонопольная служба. Она согласовала внесение в уставный капитал АО «Мосинжпроект» акций еще семи компаний, принадлежащих правительству Москвы: проектных институтов «Моспроект-3», «Моспроект-4», МНИИТЭП и строительных компаний «Мосреалстрой», «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» (УЭЗ), «Управление развития строительных технологий» («Центр-инвест») и «Московский городской центр продажи недвижимости». Эти компании проектируют, строят, занимаются девелопментом и продажей жилой и коммерческой недвижимости. Их объединение на базе «Мосинжпроекта» позволит создать инжиниринговый холдинг полного цикла, объясняет представитель столичного стройкомплекса.

Правительству Москвы уже случалось размещать на бирже (ММВБ) акции московских предприятий – в самом конце 1990-х гг., но они так и не стали интересны инвесторам, напоминает аналитик БКС Марат Ибрагимов. «Чтобы провести IPO, нужно заинтересовать инвесторов историей, показать, что компания, во главе которой стоят конкретные люди, имеет цель обеспечить высокую доходность на капитал для новых инвесторов, и что она не будет вторым «Газпромом», который ставит перед собой самые разные цели, но только не благополучие и доход своих инвесторов», – предупреждает он. Азиатские инвесторы сейчас относятся к российскому рынку даже более настороженно, чем западные, считает Гордеева. Более реалистичной, чем IPO, задачей она считает привлечение в «Мосинжпроект» стратегического инвестора. Таких планов у города нет, отвечает Хуснуллин. Но Москва «будет использовать любую возможность, которая позволит иметь прозрачную управляемую структуру», обещает он. Мировая практика свидетельствует, что для реализации крупных проектов в строительстве нужно создавать подрядчика, способного выполнять весь цикл работ – от проектирования до управления готовым объектом; а «Мосинжпроект» «фактически так и работает», резюмирует вице-мэр.

Сейчас не лучшее время для IPO российских компаний, согласна аналитик «Сбербанк CIB» Юлия Гордеева, в том числе и строительных: бюджеты секвестируются, инвестиции в строительство ужимаются. С другой стороны, московское метро, проектировщиком и генподрядчиком строительства новых линий и станций которого выступает «Мосинжпроект», – светлое пятно в российском инфраструктурном строительстве, замечает она. Программа московского метростроя предусматривает появление к концу 2020 г. более 160 км новых линий и 78 станций, инвестиции в нее составят 1,077 трлн руб. В метростроении удалось добиться еще и существенной экономии капвложений – около 30% от прежнего уровня, замечает Хуснуллин.

Помимо этого «Мосинжпроект» является управляющей компанией по строительству 37 транспортно-пересадочных узлов Московского метрополитена, реконструкции стадиона «Лужники» (главной арены чемпионата мира по футболу – 2018) и генеральным проектировщиком реконструкции 12 вылетных магистралей Москвы. Оборот «Мосинжпроекта» составил в прошлом году, по оценке Хуснуллина, примерно 100 млрд руб.

А после укрупнения «Мосинжпроект» будет возводить и объекты гражданского строительства. Год назад мэрия сообщала, что «Центр-инвест» располагает заказами примерно на 1 млн кв. м, а УЭЗ – на 0,5 млн кв. м. В частности, «Центр-инвест» унаследовал проекты московского департамента инвестиционных программ строительства – несколько элитных домов в центре Москвы. Также «Мосинжпроект» сейчас проектирует и, вероятно, станет инвестором строительства офисного комплекса в «Москва-сити», рассказывали ранее чиновники.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты осторожны в оценке объединенного «Мосинжпроекта». Если не учитывать девелоперские проекты и оценивать укрупненный «Мосинжстрой» по мультипликатору, например, «Мостотреста» (который торгуется на уровне 20% годовой выручки), то «Мосинжпроект» мог бы стоить 20 млрд руб., рассуждает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. У зарубежных же компаний капитализация составляет 60–70% годовой выручки – если ориентироваться на этот уровень, получается 60–70 млрд руб. Примерно такой же разброс оценок у Гордеевой: от 35 млрд до 60–70 млрд руб. в зависимости от того, какую долю работ объединенная компания будет выполнять собственными силами. Если же оценивать только девелоперский бизнес «Мосинжпроекта», то, по самым грубым подсчетам, он мог бы стоить сейчас – с поправкой на кризис и санкции против России – $150–300 млн (8,75–17,5 млрд руб. по сегодняшнему курсу ЦБ), говорит управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев.