На месте долгостроя на Павелецкой площади построят транспортно-пересадочный узел

Москва изымет у частного владельца участок земли под долгостроем и выставит его на торги
Участку возле Павелецкого вокзала найдут нового хозяина/ Е. Разумный/ Ведомости

Вчера состоялись публичные слушания по проекту планировки транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Павелецкая». Узел займет около 11 га на территории вокруг Павелецкого вокзала общей площадью 38,87 га и будет включать в себя двухуровневый паркинг на 1300 машино-мест и транзитный уровень, объединяющий паркинг с зонами пересадки на общественный транспорт, сообщил представитель компании-заказчика проекта планировки – «РВ-метро».

Планируется, что паркинг станет частью подземного торгового комплекса на Павелецкой площади, следует из материалов Москомархитектуры. Общая площадь комплекса составит 73 005 кв. м, из них 44 885 кв. м займет паркинг и 2220 кв. м – вестибюль метро. После того как проект планировки утвердит правительство Москвы, весь этот участок будет изъят у нынешнего собственника – ОАО «Павелецкая» и выставлен на торги, сказал «Ведомостям» чиновник стройкомплекса.

Торговый центр на площади Павелецкого вокзала – один из самых известных городских долгостроев (см. врез). В 2011 г. власти Москвы сократили площадь недостроенного торгового комплекса, а еще через два года вовсе расторгли инвестконтракт с девелопером. Но решить судьбу участка окончательно мэрии не удавалось из-за судебных разбирательств между структурами Аблязова, «БТА банка» и его дочернего «АМТ банка» (его интересы представляет Агентство по страхованию вкладов, АСВ). Московские чиновники говорили, что рассматривают вариант изъятия участка и компенсации инвестору затрат на строительство.

Из рук в руки

Решение о строительстве подземного торгового комплекса на Павелецкой площади мэрия Москвы утвердила еще в 2002 г. Инвестором проекта выступило ОАО «Павелецкая», обязавшееся построить около 120 000 кв. м; 30% этой компании владела Москва, а 70% – «Ингеоком». В 2007 г. 100% акций «Павелецкой» приобрела инвестиционно-промышленная группа «Евразия» казахского предпринимателя Мухтара Аблязова. Завершить стройку не удалось из-за кризиса (инвестор успел лишь вырыть котлован), а в 2009 г. у Аблязова начались проблемы с властями Казахстана, решившими национализировать принадлежавший ему «БТА банк». Бизнесмена обвинили в хищениях и отмывании средств и объявили в международный розыск.

Сейчас «Павелецкая» находится в стадии банкротства, в начале мая эта компания объявила торги по продаже недостроя на Павелецкой площади. Степень готовности объекта – 10%, начальная цена – 2,774 млрд руб., гласило объявление. Кредитные обязательства как раз на такую сумму у «Павелецкой» перед «АМТ банком», и АСВ несколько раз пыталось реализовать эти обязательства на торгах. Получить вчера комментарии в АСВ не удалось, телефоны «Павелецкой» не отвечали.

Формально ничто не мешает «Павелецкой» продать участок на торгах, ведь торги объявлены до того, как город приступит к его изъятию, говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Александр Мачнев (по закону изъятие возможно только после утверждения проекта планировки). Но ничто не помешает городским властям изъять участок и у нового собственника, предупреждает он: строительство на этом месте публичной транспортной инфраструктуры считается одним из оснований для принудительного изъятия земли. С ним согласен партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. В среднем процесс изъятия участка занимает около полугода, следует из документов департамента городского имущества Москвы.

Проект торгового комплекса на Павелецкой площади мог бы заинтересовать сетевых девелоперов, таких как «Ташир», или крупных ритейлеров вроде X5 Retail Group, которые могли бы построить там торгово-развлекательный центр и разместить в нем свои магазины, рассуждает управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. Сам участок мог бы стоить, по его оценке, $30 млн. А общие инвестиции в строительство Юлия Никуличева из JLL оценивает не менее чем в 7 млрд руб. «Срок окупаемости только этих вложений, не включающих стоимость площадки и возможную компенсацию понесенных ранее затрат, составит более 12 лет, – предупреждает она. – Соотношение полезной торговой площади и общей очень низкое, что уменьшает привлекательность проекта для инвесторов». Хотя для ритейла близость к Павелецкому вокзалу – плюс, добавляет она: качественных торговых комплексов вблизи нет. К тому времени, когда инвестор выйдет на стройку, на рынок вернется спрос и ритейлеры снова будут готовы арендовать магазины, согласен Казанский.