Москва намерена продать 11 сельхозрынков

Четыре из них столичное правительство пытается реализовать уже несколько лет
Дорогомиловский, Преображенский, Рогожский, Даниловский (на фото) Москворецкий, Рижский рынки давно популярны у москвичей/ Агентство AdWorm

Полноценных фермерских рынков в Москве на сегодняшний день единицы, зато почти в каждом супермаркете есть фермерские прилавки или отделы, а в интернете набирает популярность онлайн-торговля продукцией небольших частных хозяйств.

По данным департамента торговли и услуг, в столице функционирует 49 рынков. Городская программа (опубликована на портале московского правительства в марте прошлого года) по закрытию некапитальных объектов (их 18 из 49) до 1 января 2015 г. отложена на год – их оставят до 1 января 2016 г. Но уже в этом году, по заявлению руководителя департамента торговли и услуг Алексея Немерюка, три рынка из нестационарных переедут в основные сооружения. «Многие рынки в Москве уже реконструированы или находятся в стадии ремонта. Мы также продолжаем проводить региональные ярмарки», – говорит чиновник. Например, в марте после реконструкции открыли муниципальный сельскохозяйственный Москворецкий рынок на Болотниковской улице.

В этом году заработало 116 городских ярмарок выходного дня. «Половину мест на этих ярмарках отдадут фермерам-производителям, вторую – поставщикам и крупным хозяйствам, – говорит Марина Малахатько, директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей JLL. – Что немаловажно, за аренду мест на таких ярмарках платить не надо». Продаются в основном овощи-фрукты, хлеб, кисломолочные продукты, соки, мясо, рыба, а также, мед, орехи, сухофрукты, сладости, чай, специи и т. д. Есть сезонные ярмарки, например ярмарка меда в «Коломенском» или на ВДНХ.

Городу – деревня

В собственности города находится 11 сельхозрынков (всего их около 40), и столичные власти в обозримом будущем намерены передать их в частные руки. Четыре – Велозаводский, Лефортовский, Даниловский и Кунцевский – пытаются продать на торгах уже несколько лет. Недавно ресторанная группа Ginza Project выкупила Даниловский рынок и намерена создать на его месте аналог мадридского Mercado San Miguel, рассказала Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank. «Помимо продуктов мы предлагаем посетителям разные услуги, чтобы они больше времени проводили на рынке», – говорит гендиректор Даниловского рынка Максим Попов.

После реконцепции рынок скорее напоминает гастрономический супермаркет с небольшими кулинарными лавками, аккуратными витринами с мясом, рыбой, фруктами и овощами, столиками кафе, где можно посидеть и выпить морковно-яблочный фреш, бесплатным WiFi и сервисом онлайн-доставки продуктов. Управляет рынком Ginza Project. Цены высокие. Филе утки – от 350 руб., кролика отдадут по 480 руб. за 1 кг, большие креветки стоят 2800 руб. за 1 кг. Более гуманные расценки – на еду в местных кафе: горячие супы – от 150 руб., закуски – от 40 руб., мясные блюда – от 150 руб., круассаны – по 100 руб., кофе – от 60 руб. В ассортименте и традиционные русские пельмени, и шведские мясные шарики, и узбекские манты, и японские гедза. «Стремительно меняющееся в духе времени место с бесплатным WiFi для посетителей продолжает оставаться рынком в самом традиционном понимании этого слова, – радуется Татьяна Сергеева, партнер компании «Кухня. Всегда готово» (один из резидентов «Даниловского»). – Люди, годами торгующие на этом месте зеленью, молоком, мясом, к которым приходят «свои» посетители. Спрашивают про здоровье детей и внуков, обсуждают помидорную рассаду, готовы стоять в очереди за фермерским творогом, который приезжает только во вторник из-под Рязани, или за паштетом. Интересно оказаться частью этой жизни. За 1,5 месяца работы на Даниловском рынке выстроились удивительные отношения, которые можно назвать соседскими. Многие процессы приобрели характер «замкнутого цикла»: прошел по рынку, что-то купил, чем-то угостили («эй, денег не надо!»), приготовил и сразу кормишь гостей. Зеленщица напротив теперь точно знает, что ее подмосковный базилик в соусе песто чувствует себя не хуже импортного. Ведь сейчас это базилик, а всего через 5 минут – баночка со свежайшим песто изумрудного цвета».

Для Северного, Коптевского и Люблинского рынков удалось найти инвестора – «Ростик групп», которая взялась построить на их месте «экобазары» – торговые центры с фермерскими продуктами на прилавках. В каждый из них предстоит вложить около 660 млн руб., предполагается, что затраты на реконструкцию и переоборудование окупятся за семь лет. Станут ли они по настоящему фермерскими, сомневается Попов. Пока в России нет столько фермеров, чтобы их продукцией заполнить целые рынки. На Даниловском рынке торгуют как небольшие частные хозяйства, так и крупные сетевые производители продуктов питания.

Эко – дорого

Сравнительно новый тип организации торговли сельхозпродукцией – «рынки» с сетевой концепцией в крупных торговых центрах. Сергей Родионов, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group, в качестве примера приводит «Цветной Bazaar», который стал первым в Москве фермерским рынком для состоятельных покупателей (идея в первоначальном варианте принадлежала группе Ginza Project). В этом году в универмаге сменили управляющего оператора и представили новую концепцию гастрономических этажей – Food Market в «Цветном», комментируют в Rose Group (владелец здания). В основе ассортимента – фермерские и экологически чистые продукты, бакалея. Также в «Цветном» хотят сохранить традицию быстрого приготовления и свежих блюд. В ассортименте – вино, домашняя паста, молочные продукты, мясо и колбасы, свежие фрукты, сладости и выпечка, сухофрукты и цукаты, хлеб, чай, варенье, соки и фреши. Из духовной пищи – кулинарные книги и журналы. Все недешево, но выглядит аппетитно. Творог из топленого молока – 700 руб. за 1 кг, кутаб с зеленью – 120 руб., веник лаврушки отдадут за 500 руб. Есть парное молоко, есть свежий хлеб из пекарни «Волконский» и проч.

«Базар», съехав из «Цветного», недавно объявил о планах по открытию очередной точки в Москве, во второй фазе торгово-развлекательного центра «Метрополис» (будет сдана в I квартале 2016 г., о сделке сообщили в Cushman & Wakefield). Рынок общей площадью около 2000 кв. м расположится на минус первом уровне ТРЦ. «Базар» также появился в ТРЦ «Авиа парк».

Активно развивается сеть «Экобазар». Рынки под этим брендом работают в Мытищах и Обнинске, и компания-владелец поставила перед собой амбициозную цель строительства еще 10 центров в Московской и Калужской областях в ближайшие пять лет, продолжает Родионов. Сеть «Экобазар» развивает компания «Корпэстейт», входящая в группу «Ростик». Оптимальная площадка для размещения «Экобазара» – это около 1 га под строительство и создание 12 000 кв. м торговых и складских площадей. Концепция типового проекта подразумевает, что в здании площадью 10 000–15 000 кв. м фермерский рынок займет около 3000 кв. м на 1-м этаже, описывает Владимир Мехришвили, старший вице-президент компании «Ростик групп». В числе требований к площадке – хорошая транспортная доступность, жилой микрорайон на 50 000 человек рядом. В Мытищах рынок посещает 10 000–12 000 человек в день, в выходные и праздничные дни может быть и 25 000 человек.

В ТРЦ «Экобазар» пока внедряться не торопится – не нашли еще для себя подходящей площадки. По мнению Мехришвили, для того чтобы торговать в ТРЦ, помещение должно быть оборудовано отдельными складами для рыбы, мяса, молока. Необходимы условия для беспрепятственной доставки со склада в торговый зал скоропортящейся продукции, нужны хорошая вентиляция, правильный температурный режим, освещение и проч. «Но обычно ТЦ строятся для других целей. И вообще, рынок от супермаркета сильно отличается, – объясняет он. – Эта цепочка довольно длинная и сложная, каждый раз типовые условия приходится адаптировать».

«Продовольственные рынки редко становятся якорями в торговых центрах, – комментирует Юлия Мерова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости GVA Sawyer. – Как правило, сам собственник организует рынок или сдает площадь одной УК, которая берет на себя управление работой рынка и сдает площади в субаренду. Из-за специфики торговли рынку удобнее располагаться на 1-м этаже ТЦ, желательно с дневным освещением, но это не жесткое требование». Важнее, что в отличие от супермаркета холодильники, подсобки нужны непосредственно у каждой точки».

Уличный базар

Гастрономические лавки набирают популярность у горожан, готовых оплачивать чек выше среднего. Несколько магазинов сети LavkaLavka работают в престижных районах Москвы – на Петровке, Остоженке, Кутузовском проспекте, сеть магазинов сети «Избенка» и «Вкусвилл» привлекают состоятельных покупателей свежими продуктами из 150 фермерских хозяйств России.

«Магазин Klever & Co предлагает мясо и птицу, колбасы и паштеты домашнего производства, фрукты и овощи, чаи и травяные сборы, десерты и домашнее мороженое, – перечисляет Родионов. – В магазинах сети «Хлеб и молоко» можно приобрести свежую выпечку, кондитерские изделия, мед, варенье, квас, сыры. «Подворье» специализируется на молочной продукции и кондитерских изделиях. Популярны в Москве магазины сети «Ферм стор», куда поставляют молочные продукты из Подмосковья и близлежащих областей». Как правило, в таких магазинах можно и отведать блюда из натуральных продуктов, и заказать их на дом и даже вернуть товар, если не понравился его вкус, а чек не сохранился.

Тем не менее люди готовы платить и за «эко», и за возможность выбора, и за красивую упаковку, уверена заместитель директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar Анна Данченок. «В сетевом ритейле монополия нескольких игроков приводит к тому, что ассортимент продуктов довольно скудный», – объясняет она.

Фрукт онлайн

Заказ продуктов через интернет стал уже привычным сервисом для москвичей. «История кооператива LavkaLavka начиналась именно с онлайн-торговли. Интернет-магазин «Эколакомка» предлагает продукты с доставкой на дом прямо с фермы», – рассказывает Сергей Родионов. Часто магазины доставляют продукцию бесплатно при крупном заказе или предоставляют скидки при покупке через интернет. По мнению экспертов, продажа напрямую – самая выгодная схема реализации. Наиболее раскрученные хозяйства принимают экскурсионные группы на фермах. Например, экоферма «Коновалово» предлагает жителям Москвы и Подмосковья не только молоко, мясо, яйца, овощи, фрукты и мед, но и возможность увидеть своими глазами, как растут овощи и фрукты, что едят куры и из чего делают натуральное варенье и мед. Но в России агротуризм пока не получил широкого распространения. В числе активных площадок онлайн-торговли фермерским продуктом – Seasonmarket.ru, fermerprodukt.ru («Продукты с фермы от Иваныча»), selavri.n4.biz («Фермерская лавка И. П. Селаври»), «Экомяско», tcpetrovskiy.ru (Продуктовый базар «Петровский»), nikola-lenivets.com («Ферма в Никола-Ленивце»).

Максим Попов возражает: «Пока «фермерский» продукт ассоциируется с высокой ценой, поэтому массовым спросом не пользуется. Высокие затраты на производство закладываются в конечную цену». К примеру, бутылка подсолнечного масла собственного отжима в лавке небольшого частного предприятия, расположенного при въезде в г. Истра, стоит 400 руб., на столичные прилавки это масло поступит уже с наценкой в 100%. «Конечно, это экологично, аутентично и, наверное, очень полезно, но, прямо скажем, дороговато», – восклицает Попов.

«В недавно открывшемся в торговом центре Dream House (Барвиха) магазине «Углече поле. Органик маркет» мы продаем не только сельхозпродукцию, но и «дикую» рыбу, ее вылов осуществляется в щадящем режиме, не нарушающем природный баланс, – рассказывает о специфике своей «органической» продукции гендиректор сети Сергей Красавин. – Конечно, нет никакого шприцевания и «глазури». Филе делается сразу на кораблях и замораживается один раз. Все действия осуществляются в соответствии с классификацией MSC – рациональный рыбный вылов. И самое интересное, что и рыба отечественная, и компании российские, которые раньше поставляли эту продукцию только в США и Европу. Вот такое импортозамещение у нас получилось».

«Углече поле. Органик маркет» в Барвихе – это третий фирменный магазин холдинга «АгриВолга». Два других находятся в Москве (на ул. Маршала Бирюзова, 19) и Московской области на Новорижском шоссе (в торгово-развлекательном центре «Павлово Подворье»). Из российских марок в магазинах сети представлена также фермерская продукция компаний «Аривера», «Юнэкт юнион», «Черный хлеб», ФХ «Спартак», «Васильки».

Объем имеет значение

«Крупные сетевые магазины возьмут товар на реализацию в том случае, если фермер может обеспечить постоянные объемы продуктов и выдерживает все те сертификации (а есть еще требования от СЭС и Роспотребнадзора), которые налагают на них сетевики», – говорит фермер Владимир Мельничук. Но объем фермерской продукции всегда небольшой. И переработка на небольших предприятиях осуществляется «домашним способом», который не позволяет производить много колбасы, сгущенки или консервов.

«Мы на Дорогомиловском рынке были единственным производителем мяса, все остальные – перекупщики», – сетует Мельничук. «Животные на частной ферме без специальных, стимулирующих рост подкормок растут в 2 раза дольше, чем на комбинате, и съедают в разы больше комбикорма», – объясняет фермер. Людям, которые ухаживают за животными, надо платить, корма при небольших объемах закупок стоят на порядок дороже, чем за опт, аренда торговой точки немалых денег стоит – вот такое ценообразование. Место на больших крытых рынках в Подмосковье в среднем стоит 300–500 руб. в день. В Москве – уже 5000–6000 руб. в день.

К примеру, 1 кг свинины, которая продается на рынке под брендом «Мяско», в среднем стоит 360 руб., баранины – 600 руб., утка – 400 руб., гусь, индейка – 500 руб., курица – 300 руб. Оптовая же цена курицы с птицефермы – 150 руб. Разница в цене – в 2 раза. Но если фермер привез на рынок пять кур по 300 руб. за 1 кг, то вся его дневная выручка попросту уйдет на аренду места.

Как вариант – рынки выходного дня, где за место можно не платить, но количество мест на них ограничено, или мобильные лавки (фудтраки), на торговлю с которых тоже потребуется специальное разрешение и подключение к городским коммуникациям. Или сдавать продукцию на предприятия для переработки по цене оптовых закупок: крупным предприятиям невыгодно закупать у фермеров пять кур в день по 300 руб. за 1 кг. n